Прокат рассудит: Заморская балерина против русского богатыря

Прокат рассудит: Заморская балерина против русского богатыря

«Матильда», «Последний богатырь»


Ваня Муромец притягательнее «Притяжения»

Выйдя в прокат аккурат накануне школьных каникул, «Последний богатырь» от российского офиса Disney и студии Yellow, Black and White сразу установил рекорд: его стартовые сборы оказались самыми высокими среди отечественных картин за весь 2017 год. Собрав, по данным ЕАИС, 424 млн рублей в первые выходные, сказка от студии Disney обошла «Притяжение» Федора Бондарчука, стартовавшее с 391 миллиона. Это самый высокий результат для фильмов Дмитрия Дьяченко, чьи комедии «Кухня в Париже», «О чем говорят мужчины» и «СуперБобровы» хорошо собирали в прокате, однако не ставили рекордов в первые выходные, работая скорее благодаря хорошему сарафану (а «Кухня» еще и благодаря популярности героев одноименного сериала).

«Мы рассчитывали, что фильм понравится самой широкой аудитории, но, конечно, не ожидали таких рекордов! Я очень благодарна всем зрителям, которые пришли в кино в эти выходные и решили посмотреть нашу сказку», — комментирует неожиданно высокие цифры Марина Жигалова-Озкан, глава компании Disney в России и один из продюсеров картины. «Последний богатырь» — второй для российского представительства Disney опыт создания локального продукта. Предыдущим была «Книга мастеров», вышедшая на экраны в 2009 году.


По словам Жигаловой-Озкан, была проделана огромная работа по поддержке фильма. «Трейлеры фильма „Последний богатырь“ выходили практически перед всеми самыми крупными релизами 2016 и 2017 года, совокупный охват составил более 36 миллионов контактов с зрителями кинотеатров. Это самый широкий трейлеринг в истории российского кинопроката! — поделилась глава компании Disney в России. — Нашим стратегическим телевизионным партнером выступил канал „Россия“. Также фильм поддержал СТС. Рекламные ролики выходили в эфире всех крупных федеральных и кабельных каналов. Стратегическим интернет-партнером выступила социальная сеть „Одноклассники“, обеспечившая масштабное промо трейлеров, брендирование страницы входа и выхода, а также создание специального бота предсказаний и тематического стикерпака. Мы создали целую вселенную Белогорья, выпустив лицензионные товары в самых разных категориях — от одежды и игрушек до книг и продуктов питания. В поддержку фильма вышла мобильная игра, был снят клип на финальную песню с участием артистов разных поколений. Мы договорились о масштабной поддержке через копромо. Одно только сотрудничество с Nestle Nesquick принесло нам более 288 миллионов дополнительных контактов с целевой аудиторией, а благодаря решению сети „Ашан“ забрендировать магазины в стиле „Последнего богатыря“ в честь своего 15-летия, о нашем фильме узнало 100 миллионов человек!»


Многие были уверены, что шумиха, которая в последний год сопровождала «Матильду», пойдет фильму Алексея Учителя на пользу. Аналитики «Бюллетеня кинопрокатчика» прогнозировали ленте 400 млн рублей на старте, однако, по данным ЕАИС, за уик-энд лента собрала вдвое меньше — 202 миллиона (230 млн рублей с учетом СНГ). И хотя это четвертый (после того же «Богатыря», «Притяжения» и «Салюта-7») старт для отечественного кино в этом году, разочарование высказал даже министр Владимир Мединский, один из активных защитников картины. «Я думал, будет больше после такой рекламной кампании», — цитировало агентство «Интерфакс» слова министра в понедельник.


Подробно о том, как Наталья Поклонская повлияла на стратегию продвижения «Матильды», КиноПоиск писал в специальном материале.


«Призыв посмотреть и составить собственное мнение возымел свое действие. Мы результатами довольны. Никаких эксцессов не было, если не считать мелких недоразумений вроде выброшенных листовок в одном из торговых центров», — прокомментировал КиноПоиску ситуацию Алексей Рязанцев, генеральный директор компании «Каро Премьер». Незадолго до релиза фильма сам Рязанцев прогнозировал, что картина соберет от 220 до 400 млн рублей в первый уик-энд.


Причин невысоких (по сравнению с ожиданиями) сборов «Матильды» несколько, но наиболее весомая, по мнению прокатчика — отсутствие телевизионной рекламы. Федеральные каналы отказались ставит ролики «Матильды» в эфир. «У нас было очень много разнообразных трейлеров — от 5-секундных до 30-секундных, однако нам не удалось убедить [каналы]. Отсутствие рекламы на федеральных каналах — это, с одной стороны, полезный опыт, с другой — конечно, ограничение конкуренции. У наших конкурентов таких ограничений не было. В этом я вижу причину и такого большого разрыва в сборах „Последнего богатыря“ и „Матильды“. Да и монетизировать скандал с нападками на фильм мы не смогли, потому что молодежь этим не особенно купишь», — объяснил Рязанцев.



«Матильда»


На успех «Последнего богатыря», на его взгляд, тоже повлияло несколько факторов, в том числе возраст аудитории. «Реклама, конечно, важна, как и удачная дата, однако, на мой взгляд, это не определяющие факторы успеха в прокате. Что касается „Богатыря“, то здесь сошлись все звезды: давно не было такого семейного продукта, да еще и со сказочными истоками, понятными и старшему, и младшему зрителю. Последние исследования показывают, что аудитория кинотеатров взрослеет. Те, кто начинал в 2000-е ходить в кинотеатры еще подростком, — это сейчас уже 30—35-летние дяди и тети со своими детьми. Что хорошо, привычка провести свой досуг в кинотеатре переносится и на новое поколение. Растущий кредит доверия к российскому кино тоже имеет место. Откровенных обманок, когда зазывают красивым трейлером и обещанием интересной истории, а предлагают зрителю что-то другое, вызывая чувство раздражения — такого сейчас в нашем кино практически нет», — говорит Рязанцев.


О важности лояльности зрителя говорит и общая цифра сборов за уик-энд. «Благодаря выходу двух масштабных российских картин в одну дату российские кинотеатры получили один из самых успешных уик-эндов в этому году, — напоминает Марина Жигалова-Озкан. — По сборам он уступает только уик-энду, когда на экраны вышел самый кассовый релиз этого года — фильм Disney „Пираты Карибского моря. Мертвецы не рассказывают сказки“. Я надеюсь, что кинотеатры и кинопрокатчики счастливы, что нам всем вместе удалось получить такой результат».

Обаяние русского фольклора и юмор против роскоши дворцов

Критики к «Последнему богатырю» отнеслись сдержанно, но благосклонно. В рецензиях часто встречает слово «попытка». Второй подход Disney к созданию местного продукта для семейной аудитории явно получился лучше первого. Юмор, понятные и близкие как детям, так и взрослым персонажи (богатыри, Кащей, Баба-яга, Василиса Премудрая), яркие пейзажи и достойная графика — этих элементов вполне достаточно, чтобы получилась нестыдная сказка, соглашается большинство рецензентов. На дыры в сюжете и невразумительную финальную битву можно закрыть глаза и поблагодарить создателей за старания в области костюмов, компьютерной графики и пластического грима, превратившего Константина Лавроненко в Кощея, а Елену Яковлеву — в Бабу-ягу.


«До голливудского качества „Последний богатырь“ не дотягивает: спецэффекты небогаты, сюжет предсказуем, шутки не всегда смешные. Но не засчитать попытку невозможно. В конце концов, русские сказки — сокровище, которое в последние десятилетия лежит мертвым грузом и ждет, кто же отыщет клад и найдет ему достойное применение», — резюмирует Антон Долин в своей рецензии для «Вести FM».



«Последний богатырь»


Резко негативно о «Богатыре» отзываются, пожалуй, только двое — Алексей Литовченко из «Российской газеты» и Ярослав Забалуев из Газета.Ru. «Хорошенько прищурившись, можно принять „Последнего богатыря“ за очередную российскую комедию, не худшую притом (не сочтите за комплимент). Но фильм этот, похоже, всерьез позиционируется как семейное фэнтези, что ему на самом деле критически вредит. Понапиханные скопом в непродуманный мир и объединенные недопридуманным сюжетом персонажи, половина из которых вообще не нужна, минимум экшена при максимуме брожений и диалогов, раздражающе говорливый, мерзенький и эгоистичный главный герой — как говорил Николай Озеров (почти), такое фэнтези нам не нужно», — пишет в своей рецензии Литовченко.


«Матильде» же в прессе оказали прием куда более холодный. Сдержанно хваля работу художественно-постановочных цехов и операторскую работу, критики пеняли Алексею Учителю за напыщенную, чрезмерную красоту, мелодраматизм и грубые диалоги, отсутствие у заглавной героини объема и характера, а главное, за пустоту, скрывающуюся под позолотой и горностаевыми шубами. Только Антон Долин смог предположить, что (возможно, несознательно) Алексей Учитель выступил в жанре альтернативной истории. «„Матильда“ — скромная love story, будто случайно вызвавшая раскол в обществе. Но и роман наследника престола с балериной — скромная интрижка, которая могла бы изменить судьбу Империи», — написал критик, заодно похвалив атмосферу голливудской сказки, операторскую работу, игру актеров и общий размах постановки.

Годный фильм на один раз

Зрители в социальных сетях «Последнего богатыря» чаще всего сдержанно хвалят («смешно», «детям понравилось», «добротный», «милый», «норм сказка»). Многие отмечают качественные визуальные эффекты и обаятельных персонажей. Негативные отзывы встречаются крайне редко и обычно фокусируются на вторичности сюжетной линии (сирота-волшебник, попадающий в другой мир) и длительности картины. Многие говорят, что фильм неплохой, но вряд ли его будут пересматривать. Пользователи КиноПоиска поставили «Последнему богатырю» 7,2 балла из 10. Это гораздо выше, чем у комедии «СуперБобровы» Дмитрия Дьяченко (4,9 балла) и близко к оценке одного из самых любимых зрителями фильмов режиссера — «О чем говорят мужчины» (7,7 балла).



Последний богатырь — ооочень много претензий по части сценария, кое-где монтажа и просранного потенциала, НО смотрибельно, визуал — horosho.

— Go?dfinch (@a_Goldfinch) 30 октября 2017 г.


Ходил в кино на Последний Богатырь и Салют 7.
В общем в тизере про богатыря рассказали все шутки, так что оценка средняя, экшена не хватило

— капитан|Sea of space (@MoreSea17) 29 октября 2017 г.

«Отсылка к „Игре престолов“ порадовала (дети в зале не поняли). <...>Я бы охарактеризовала данную картину как милую. Незамысловатый сюжет, хорошие актерские работы и неплохой юмор. В общем, российское подразделение „Дисней“ старалось. И спасибо им за это. Не скажу, что когда-нибудь я пересмотрю этот фильм. Но из кинозала я вышла в приподнятом настроении», — пишет пользователь leafeosha в Instagram.



Итак, «Последний богатырь» — шикарнейший российский фильм, это был один из лучших походов в кино~ И интересно, и красиво, и юмор отличный хд

— Макс (@ibatonya) 30 октября 2017 г.


#ПоследнийБогатырь реально добротный. Сия роуд-муви показалась мне длиннее, чем есть. Гэговая, но сюжетно оформленная. И актеры хороши.

— Arlienn (@Arlienn27) 29 октября 2017 г.


Последний богатырь — любопытная попытка переноса народных сказок на большой экран, сильно страдающая от вторичности

— Pis@ch'OFF (@pisachoff) 26 октября 2017 г.

У «Матильды» в два раза больше оценок на КиноПоиске, чем у «Последнего богатыря», однако рейтинг чуть-чуть не дотягивает до 6баллов — средней оценки для современных российских фильмов. Отрицательных рецензий у «Матильды» больше, чем положительных — 12 против 9. В социальных сетях фильм Учителя тоже продолжают обсуждать, причем единодушия нет.



Посмотрели фильм #Матильда
Шшшикарен во всем — танцы балерин, отношения людей, а главное любовь — такая безумная и печальная

— olya_b (@bomba_olya) 31 октября 2017 г.


Фильм Матильда — пожалуй самое отвратное, что я видела за последний год

— Daria Kolchedantseva (@garlicnapkin) 31 октября 2017 г.

В сети Instagram преобладают позитивные отзывы. Зрители довольны «красивой историей любви». Очевидно, что шум вокруг фильма заставил аудиторию под иным углом смотреть на художественный фильм и искать в нем параллели с реальными историческими событиями. «Фильм „Матильда“ не испортил моего мнения о Николае II. Последний русский император любил, и Матильда не любовница, а любимая женщина. Настоящая любовь не может быть грехом, даже если ты императорский наследник», — пишет в своем отзыве пользователь nikapershina в Instagram.


Кроме того, костюм Натальи Поклонской — с обязательной иконой Николая II — стал одним из вариантов наряда на проходивший в выходные Хеллоуин, а значит, история борьбы за запрет фильма уже стала самостоятельным культурным феноменом, узнаваемым и отрефлексированным.



Длинные выходные в тени «Тора»

У «Матильды» все еще впереди, уверен глава компании «Каропрокат» Алексей Рязанцев. Следующие выходные, которые включают и понедельник, могут привлечь аудиторию постарше, которая принимает решение медленнее, считает он.



«Матильда»


«Старшее поколение на картину откликнулось. Я считаю, сарафан скорее позитивный, чем отрицательный. Даже противоположные мнения все равно идут в копилку фильма: идет дискуссия, нет равнодушных. Мы сейчас разговариваем с кинотеатрами, ожидаем стандартного на втором уик-энде уменьшения сеансов, но большого падения мы не ожидаем и ждем хороших результатов от длинного уик-энда. Взрослая аудитория, как мы знаем, не быстро раскачивается, не сразу идет в кинотеатр. Нынешняя динамика нас вполне устраивает: и понедельник, и вторник показывают стабильные результаты. У нас есть все шансы преодолеть планку в полмиллиарда рублей. Думаю, что фильм будет стоять в репертуаре долго, как это было с другими российскими проектами — „Ледоколом“, „Временем первых“, „Салютом-7“. Зритель еще дойдет», — уверен Рязанцев.


«Последний богатырь», впрочем, тоже сдавать позиций не собирается. По словам Марины Жигаловой-Озкан, WDSSPR ожидает сильного второго уик-энда. Высокие цифры заставляют задуматься и возможном сиквеле. «Мы посмотрим на финальные результаты сборов и будем совместно с нашими партнерами принимать решение о развитии проекта по итогам проката», — комментирует Марина Жигалова-Озкан.



Источник
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.