Мертвый снег: Где снимали триллер «Снеговик» с Фассбендером

Мертвый снег: Где снимали триллер «Снеговик» с Фассбендером

Герой Майкла Фассбендера идет по Вигеланд-парку в фильме «Снеговик»


Кажется, нет стран и континентов, которые давно не освоил бы Голливуд. Ванкувер и Торонто надолго прописались в ролях Нью-Йорка, Чикаго и прочих американских городов, а Прага заменяет кинематографистам все страны Европы вместе взятые. Но в Норвегию крупные студии обычно не заглядывают. Там холодно, темно и дорого. Кроме того, судя по книгам, там полно маньяков.


Решение снимать экранизацию детектива Ю Несбё в Осло далось студии Universal непросто. Более того, фильм мог быть совсем другим. Но давайте начнем с самого начала.




Картина Мунка «Крик» — одна из самых известных достопримечательностей Норвегии / Фото: КиноПоиск


Нетопырь, тараканы и прочие нефантастические твари


Первый вопрос, возникающий у каждого человека, хоть немного знакомого с книгами норвежского писателя Ю Несбё про инспектора Харри Холе — почему Голливуд схватился сразу за седьмой роман? Почему не начать с первого? Отвечая на этот вопрос, надо представлять ход мысли типичных голливудских студийных боссов. Они предпочитают вкладываться в экранизации бестселлеров. И так уж вышло, что первым англоязычным бестселлером Несбё стал именно «Снеговик», опубликованный в 2007 году.


Возглавив топ бестселлеров The New York Times, «Снеговик» стал первым романом Ю Несбё, продержавшимся несколько недель на верхушке чартов продаж книг в Великобритании. В России Несбё тоже издавали странно — начали с третьего романа серии, «Красношейка», в 2005-м, а затем выпустили второй, «Тараканы», и самый первый, «Нетопырь».




Трио A-Ha и Ю Несбё (в очках) — самый известный импорт Норвегии / Фото: Getty Images


Несбё не то чтоб проснулся знаменитым, ведь на родине его романы читали с конца 1990-х. В Скандинавии его знали не только как писателя, но и как бывшего экономиста, журналиста и музыканта. «Благодаря „Красношейке“ моими книгами заинтересовались интеллектуалы, а „Снеговик“ подтянул ко мне остальной мир», — говорит Несбё. На сегодняшний день в мире продано свыше 34 млн экземпляров его книг, среди которых есть и детские. Но, разумеется, самыми популярными остаются детективы про Харри Холе.


Ты не в Чикаго, моя дорогая


Детектив-интроверт Харри Холе (по идее фамилия его пишется через «у», но переводчики решили, что это будет неблагозвучно) родился в 1965 году. С отцом отношения складывались тяжко, мать умерла, когда ему было за 20. На протяжении 11 романов у Харри регулярно были отношения с разными женщинами, но он так и не женился. С друзьями напряженка, с коллегами сложно. Холе — обладатель непростого характера и любитель заложить за воротник. При этом он один из немногих полицейских Осло, стажировавшихся в ФБР, и знающий их технику допросов. Герой просился на экран — наверное, это и понял Мартин Скорсезе, прикупивший в 2011 году права на экранизацию.


Мода на скандинавские детективы, обрушившаяся на мировой рынок, начиная с трилогии Стига Ларссона «Девушка с татуировкой дракона», заставила обратить взгляд на северные страны Европы. Американцы удивлялись: неужели в Скандинавии так страшно жить? Убийства, судя по детективам из Швеции, Норвегии и Дании, случаются на каждом шагу. Как шутят некоторые норвежцы, на самом деле, они слишком хорошо живут и приходится щекотать себе нервы книжками.




Один из старейших книжных магазинов Осло / Фото: КиноПоиск


Скорсезе, решив экранизировать «Снеговика», планировал перенести действие в Чикаго. Разумеется, это было бы огромной ошибкой, ведь столица Норвегии — отдельный персонаж в книгах Несбё. Затем пошел разговор о Стокгольме, поскольку этот город уже знаком англоязычной публике по экранизациям книг Ларссона. Но затем Скорсезе отошел от проекта, оставив за собой лишь продюсерские функции. Вернуть героев в Осло стало делом чести нового режиссера «Снеговика», шведа Томаса Альфредсона, знакомого широкой аудитории по фильмам «Впусти меня» и «Шпион, выйди вон». Он приложил все усилия, чтобы картину снимали в норвежской столице. Альфредсона поддержала министр культуры Норвегии Торхид Видвей, а также администрация города, организовавшая серьезные налоговые послабления для съемочной группы — 25%. В январе 2016-го кинокомпания Working Title начала работу над картиной и завершила ее в марте.


Город тигров


Писатель Кнут Гамсун описывает Осло так: «Удивительный город, который навсегда накладывает на человека свою печать». Прибывающие в центр из аэропорта туристы получают если не печать, то легкий разрыв шаблона: на привокзальной площади красуется тигр.




Вот этот тигр / Фото: КиноПоиск


Объясняется эта скульптура просто: в 1870 году норвежский писатель Бьёрнстьерне Бьёрнсон (не пытайтесь произнести вслух), автор национального гимна Норвегии, написал об Осло как о городе, который словно тигр встречает людей — настолько он опасен для жизни. Сейчас Осло опасен разве что для вашего кошелька (Норвегия — одна из самых дорогих стран мира), ну а тигр на привокзальной площади стал отличным символом — туристы радостно фотографируются, начищая зверю хвост.




Привокзальная площадь в Осло. Тигр - слева. / Фото: КиноПоиск


«Снеговик» — первый голливудский проект такого размаха, полностью снятый в Норвегии. Судя по всему, не последний — созданная инфраструктура помогла при работе над блокбастером «Миссия: невыполнима 6», действие которого частично развивается в Осло.


Если вы решите побывать в знаковых для «Снеговика» местах, то первым делом отправляйтесь в ресторан «Шрёдер» (улица Вальдемара Тране, дом 8 / Waldemar Thranes gate, 8), где любит работать сам Несбё и куда, разумеется, захаживает Харри Холе. Просто потому, что детектив живет в 300 метрах от него.




Ресторан «Шрёдер» в Осло / Фото: КиноПоиск


Как накормить детектива


«Шрёдер» скрывается в невзрачном сером доме, прямо за автобусной остановкой. Внутри полумрак. Деревянные столы, мощные стулья, красно-коричневые тона, на картинах почти столетней давности сцены из норвежской жизни, в меню национальная кухня. Официантка, мрачно принимая заказ, на вопрос «Какой у вас есть чай?», отвечает: «Чай просто есть».




Интерьер ресторана «Шрёдер» / Фото: КиноПоиск


На стенах «Шрёдера» красуются книги Несбё, заботливо примотанные лентой. Рядом — вырезки из газет, рассказывающие о событиях, связанных с Несбё, но мемориальной таблички «Здесь сидел Майкл Фассбендер» нет. За столом, который в фильме занимает Харри, удобно устроился норвежский старичок с бокалом пива. Местные жители продолжают посещать «Шрёдер», несмотря на периодические набеги фанатов детектива. Основанный в 1925 году, ресторан до сих пор совершенно неприветлив к своим посетителям — и хозяева наотрез отказываются модернизировать заведение, из уважения к постоянным клиентам.




Книги Ю Несбё в ресторане / Фото: КиноПоиск


Съемки в «Шрёдере» шли уже в марте 2016-го, когда жители Осло по идее должны были привыкнуть к присутствию команды «Снеговика», но социальные сети продолжали пестреть селфи счастливых норвежцев с актерами. Для работы над «Снеговиком» в Норвегию прибыло 150 человек, а массовка насчитывала 1700 норвежцев. К слову, снимали не только в Осло, но и в Бергене. Как оказалось, между этими городами идет негласная вражда. В Бергене считают, что в Осло все деньги Норвегии, и тамошние жители совсем потеряли связь со страной. Очень знакомая история.


Сова-алкоголик в саду скульптур


Томас Альфредсон, работая над фильмами, пытается отождествлять персонажей с животными. Кто же Харри Холе? Алкоголик с блестящим умом видится Альфредсону совой. Режиссер размышляет так: «Он видит все, но при этом никто не видит его. Харри очень умный и тихий, знает, когда промолчать, а когда вставить слово. Но он чувствует себя чужим в этом мире. Его личная жизнь распадается на части и лишь талант следователя поддерживает его на плаву».




Вид на фонтан и мост со скульптурами в Вигеланд-парке / Фото: КиноПоиск


В первых же кадрах «Снеговика» актера Фассбендера поддерживает скамья в заснеженном парке. Это Фрогнер-парк, часть которого занимает комплекс со знаменитыми скульптурами Густава Вигеланда — вы наверняка видели одну из них в списке самых необычных скульптур «Человек, атакованный младенцами».




Эту скульптуру можно воспринимать как попытку избавиться от инфантилизма / Фото: КиноПоиск


227 скульптурных групп олицетворяют разное состояние человека — от зарождения до смерти. Младенцы, дети, подростки, взрослые люди, старики — все в разных позах. Символом Осло стал Сердитый малыш, чье изображение тиражируется на сувенирной продукции примерно так же часто, как и тролли.




Сердитый малыш — символ Осло / Фото: КиноПоиск


В Вигеланд-парке находят труп в романе Несбё «Леопард», но в «Снеговике» парк участвует только в первых кадрах. На фоне титров видны занесенные снегом скульптуры, в том числе возвышающийся в центре «Монолит».




«Монолит» при хорошей погоде совсем не страшен / Фото: КиноПоиск


По мнению Альфредсона, в «Снеговике» присутствует элемент, отличающий эту книгу Несбё от его прочих детективов — хоррор. «В самом названии кроется определенный образ: нечто невинное помещается в новый контекст. И чем оно милее и привычнее, тем страшнее смотрится». Кажется, Альфредсон прекрасно представляет, что в статуях Вигеланда тоже кроется ужас. Потому и начинает свой фильм именно в этом месте.





Настоящая люстра и фальшивый снег


В Осло какое-то невероятное количество книжных магазинов, и при этом город строит новую библиотеку — по соседству с величавым оперным театром.




Над будущей библиотекой пока зависают краны / Фото: КиноПоиск


Жаль, конечно, что «Снеговик» был написан до возведения здания оперы — здесь, на крыше могла бы развернуться захватывающая погоня. Но пока что тут только позируют чайки, к которым можно подобраться совсем близко.




Норвежские чайки терпеливо ждут, пока их сфотографируют / Фото: КиноПоиск


С крыши оперного театра виден район под названием «Штрих-код» — Харри заезжает и туда, но смотреть на него интереснее сверху.




Вид на район «Штрих-код» / Фото: КиноПоиск


Район Грюнерлокка, где по фильму живет героиня Ребекки Фергюсон, — рай для любителей стрит-арта.





Возле джазового клуба Bl? на улице Ингенс (Ingens gate) висит люстра. Прямо на улице. Когда вы увидите ее в фильме, не думайте, будто это задумка режиссера. В Осло и правда есть такое место.





По сюжету маньяк убивает в день, когда выпадает первый снег, и швед Альфредсон всерьез озаботился тем, чтобы в кадре он смотрелся максимально аутентично, а не как люстра на улице. За снег отвечал супервайзер по спецэффектам Йохан Харнеск, съевший собаку на производстве фильмов в Скандинавии. Сериал «Мост», обе версии «Девушки с татуировкой дракона», «Шальные деньги», «Форс-мажор», «Квадрат» — если вы видели что-то из этих проектов, то вспоминайте, какой там был снег. Скорее всего, очень реалистичный.




Ребекка Фергюсон и Майкл Фассбендер в фильме «Снеговик»


Проведя пару месяцев на норвежском холоде, группа «Снеговика» удалилась на две недели в павильон. Однако и там требовался снег. Продюсеры арендовали охлаждаемый склад возле доков, где смогли воссоздать сцены на снегу, при этом не заморозив актеров. Настоящий снег привезли с Хольменколлен, самой высокой точки Осло, где находится популярный лыжный курорт. Он регулярно фигурирует в книгах Несбё, но в «Снеговике» разве что просматривается вдали.


Температура на складе поддерживалась в районе минус пяти градусов — так изо рта актеров вырывался необходимый пар, а завезенный с Хольменколлен снег не таял. Харнеск считает, что между фальшивым и настоящим снегом огромная разница: «Все зависит от того, где он находится. На земле фальшивый снег смотрится мертвым. Он безжизненный, не блестит. А в настоящем снеге есть жизнь, виден свет. В нем много цвета, тогда как у искусственного снега всего один оттенок».


Ратуша и «Колизей»


Прием в честь премьеры фильма «Снеговик» в Осло устроили в ратуше. На дворе октябрь, темнеет рано, и столица Норвегии начинает погружаться в приятную темноту и тишину. Моросит дождь, но он не мешает разодетым посетителям фотографироваться около кусков льда с кроваво-красной подсветкой.




Кровавый лед во дворе ратуши Осло / Фото: КиноПоиск


В ратуше ежегодно проходит вручение Нобелевской премии мира. Огромный холл украшен 16-ю фресками, иллюстрирующими мифы об основании Норвегии. Это яркие картины, на которых живут боги, сражаются герои, люди строят города. Война и мир, любовь и ненависть — кажется, здесь есть все. В фильме сцены в ратуше контрастируют с холодными съемками на улицах Осло, становятся контрапунктом едва ли не монохромного повествования.




Холл ратуши Осло / Фото: КиноПоиск


На полу главного зала расползлась кровавая лужа. Поднявшись повыше, становится понятно, что это изображение снеговика.




Гости дисциплинированно проходят в банкетный зал / Фото: КиноПоиск


По банкетному залу ползут слухи, что должна приехать Ребекка Фергюсон, но только на премьеру. В окружении местных звезд и политиков мелькает режиссер Томас Альфредсон.




Вид из банкетного зала ратуши Осло / Фото: КиноПоиск


Заговорив с девушкой, скучающей с бокалом вина, мы выясняем, что она — личная ассистентка Ю Несбё. Она рассказывает, что ее босс сбежал на время премьеры в Грецию, подальше от шумихи. Что ж, Джордж Лукас тоже уехал за границу, когда вышел четвертый Эпизод.


По окончанию приема, все гости отправляются в кинотеатр «Колизей» на премьеру. Но не в роскошных лимузинах, а на обычных рейсовых автобусах, куда все набиваются, как будто в час пик. Нормальная история для демократичной Норвегии, хотя, конечно, режиссер и официальные лица едут отдельно.




Премьера «Снеговика» в Осло прошла под проливным дождем / Фото: КиноПоиск


«Колизей» — роскошный кинотеатр, самый большой в Северной Европе. Открытый в 1921 году, он вмещал 2100 человек, но сейчас, когда зрителям приятнее смотреть кино в мягких креслах, в «Колизее» помещается 1250 человек. Перед началом фильма выходит Альфредсон и на чистом шведском рассказывает что-то о съемках. Норвежцы понимают его без проблем. Рядом с режиссером под огромным букетом цветов прячется Ребекка Фергюсон — ее-таки привезли на премьеру.




Перед премьерой «Снеговика» 10 октябля 2017-го в кинотеатре «Колизей» в Осло / Фото: КиноПоиск


Майкл Фассбендер появляется на экране, приветствует зрителей и сожалеет, что не смог прибыть.




Майкл Фассбендер оправдывается за отсутствие / Фото: КиноПоиск


Что ж, может оно и к лучшему — норвежцы приняли фильм очень сдержанно. За несколько минут до премьеры вышли разгромные рецензии, в которых «Снеговика» критиковали, помимо всего, за нереалистичное изображение Норвегии и ужасное произношение имен. Фамилия «Холе» произносится как «Хоул», что для англоязычного человека значит «Дыра». Почему так произошло — нам объяснил режиссер Томас Альфредсон, с которым мы встретились на следующий день. Но к этому мы вернемся отдельно.



Источник
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.