«Картина дня» 100 лет назад: Поддельный Чаплин, Революция и Пушкин-режиссер

«Картина дня» 100 лет назад: Поддельный Чаплин, Революция и Пушкин-режиссер

«Искатель приключений» (1917)


Очередной выпуск рубрики КиноПоиска «„Картина дня“ 100 лет назад» с обзором событий из мира кино, которые произошли век назад (с первыми выпусками можно познакомиться здесь).

Создан первый в мире полнометражный мультфильм

9 ноября в Аргентине вышел первый в мире полнометражный мультфильм «Апостол», режиссером которого стал Куирино Кристиани. Фильм сделан с помощью метода перекладки, идет 70 минут и состоит из 58 тысяч кадриков, а его персонажи — бумажные марионетки с подвижными конечностями.

Это политическая сатира, изображающая новоизбранного президента Иполито Иригойена, который возносится на небеса, чтобы с помощью молний Зевса очистить Буэнос-Айрес от коррупции и безнравственности, а в результате испепеляет весь город. Напомним, что Иригойен, харизматичный лидер радикальной партии, подавляющим большинством голосов выиграл президентские выборы в 1916 году, таким образом, покончив с длительным периодом правления консерваторов.




Главный персонаж первого полнометражного мультфильма «Апостол» (1917)


Фильм понравился критикам, а первых зрителей особенно порадовала финальная сцена со спецэффектами и декорациями, построенными французским архитектором Андре Дюко. «Фильм прекрасен», — говорится в рецензии газеты Critica, — «Он демонстрирует удивительный прогресс нашего национального кино». Газета La Razon соглашается: «Живописная работа, которая обнаруживает гигантскую работу, терпение и даже гений ее создателей». (Critica, La Razon, ноябрь, 1917)

Совет по цензуре требует ареста кинопрокатчика

Совет по цензуре Огайо добился получения ордера на арест бизнесмена И.Р. Кэри, которому предъявлены обвинения в нарушении цензурных законов штата. Как утверждается, Кэри выпустил в кинотеатре Strand картину «Изгнание» с неприемлемыми сценами, которые были предварительно изъяты по требованию Совета. Это первый криминальный случай подобного рода.




Реклама фильма «Изгнание» (1917) с Ольгой Петровой в главной роли


Напомним, что мелодрама «Изгнание» режиссера Мориса Турнера с Ольгой Петровой в главной роли рассказывает о перипетиях жизни в португальской колонии. Чикагский совет цензоров присвоил фильму категорию «только для взрослых». Были вырезаны следующие реплики: «Предложи ему все, что угодно, слышишь, все, что угодно», «Мы должны добиться этого любой ценой» и «Твоя жестокость стоила тебе моей любви». А также две сцены кутежа, эпизод, в котором главный герой душит женщину и крупный план, где героиня кладет ключ от спальни на стол, с сопутствующим интертитром: «Такова была сделка, не так ли?». (Variety, 17 октября 1917; Exhibitors Herald, октябрь-ноябрь 1917)


Читайте также: «Картина дня» 100 лет назад: Сериал «Молодожены», порно и пропаганда США


Кинотеатры Москвы будут работать 3 дня в неделю

Итак, московские кинематографы будут открыты только три дня в неделю. Причислив их к «заведениям», думская комиссия в своей повестке расправилась с кинематографом по своему, с точки зрения «революционной демократии». Докладчик, указав на то, что процент экономии [электричества и нефти] ничтожен был бы даже с полным прекращением деятельности кинематографической промышленности, все же настаивал на закрытии кинематографов с точки зрения морального значения на массы. <...>


Карты вершителей кинематографа — ясны: никакие математические выкладки и словесные убеждения не помогут. Революционная, видите ли, демократия не может допустить, чтобы в то время, когда есть масса безработных, — кинематографы сверкали бы огнями. Это может вызвать нежелательные эксцессы. А потом лучше начать сверху, чем дожидаться закрытия кинематографов снизу <...>. Установление цензуры (контроля — по ихнему), вот на что они посягают. И это в свободном государстве устанавливается свободными гражданами, очевидно свободными только в своих личных действия. Как можно мыслить цензуру в наше время?


P.S. Вышеприведенные строки были уже набраны, когда в Москва произошли события, изменившие совершенно уклад нашей жизни. Городская Дума, которая должна была санкционировать постановление Комиссии, перестала существовать. Как отнесется новая власть к кинематографу, неизвестно. («Проэктор», № 17-18, ноябрь 1917)

В кинотеатрах появился поддельный Чаплин

В Нью-Йорке от лица Чарльза Чаплина были выдвинуты сразу три иска против нескольких продюсеров, прокатчиков и театральных менеджеров в связи с фильмами, в которых появляются двойники Чарли. Представители компаний Otis Lithograph Co., Seidens, Motion Picture Film Co., Gunbys, New Apollo F.F. Co. появились в суде и в итоге согласились на судебный запрет. Некоторые из продюсеров утверждали, что не подозревали о нарушении каких-либо законов. Вот названия подобных фильмов: «Сентиментальный Чарли», «Чарли, похититель сердец», «Чарли в окопах» и «Мушкетеры трущоб». Стороны договорились сотрудничать в будущем, чтобы пресечь подобные инциденты.




«Искатель приключений» (1917)


Тем временем 22 октября вышел новый фильм Чарли Чаплина «Искатель приключений» — этой картиной режиссер завершил плодотворный период работы на студии Mutual. В ноябре Чарли собрал группу верных соратников и заложил первый камень своей новой студии Charlie Chaplin Studios около цитрусовой рощи на углу улиц Le Brea и De Longpre. Ее пространство напоминает английскую деревню с рядом серых дощатых домов в колониальном стиле и аккуратными зелеными садами вокруг. (Exhibitors Herald, ноябрь 1917; Variety, 19 октября 1917)

Обнаружен новый вид воровства фильмов

Exhibitors Herald сообщает, что столкнулась с новым видом изобретательного воровства. Схема такова: военный фильм продается на определенную территорию. Через несколько недель похожая картина появляется на этой же территории. У нее другое название и новые сцены, но в реальности это полуновая-полустарая лента. Вставки из уже существующих фильмов добавляются в новый доснятый материал, чем достигается желаемый хронометраж. Так как большинство военных лент очень похожи, необходим тщательный анализ, чтобы распознать мошенничество. У любого бизнеса есть свои трюки и уловки, но такая откровенная фальсификация, конечно, не сможет продолжаться долго. Единственный способ избежать подделок в будущем состоит в том, чтобы прокатчики и владельцы кинотеатров приобретали только проверенные фильмы у проверенных поставщиков. (Exhibitors Herald, 10 ноября 1917)


Читайте также: «Картина дня» 100 лет назад: «Корниловщина», «Распутин» и обезьяна-звезда


Вышла «Совесть» с пятикратной экспозицией


Реклама фильма «Совесть» (1917)


Те, кто изучают операторское мастерство, обязательно оценят следующую новость — в фильме «Совесть» с Глэдис Брокуэлл в главной роли впервые удалось снять сцену с пятикратной экспозицией. Сделать это было крайне непросто, даже тройная экспозиция — крайне редкое явление в кино.


В ключевой сцене главная героиня находится в зале суда и окружена четырьмя фигурами — Алчностью, Похотью, Самолюбием и Тщеславием, каждую из которых она же и изображает. Заслуга создания нового технического достижения принадлежит режиссеру Бертраму Брекену и оператору Чарльзу Кауфману. (Motion Picture News, 20 октября 1917)




Пример двойной экспозиции из фильма Ф.В. Мурнау "Восход солнца"

Будущее стереокино под вопросом

Американский ежемесячник Motography задается вопросом — есть ли будущее у стереоскопического (объемного) кино?


Авторы статьи напоминают: кино со звуком никому не понравилось, потому что ему в итоге не удалось никого обмануть. Изобретатели наивно предполагали, что если звук и изображение будут совпадать, они сольются в гармоничное художественное целое. Но они не слились и никогда не сольются. Кино — это иллюзия, и в этом его ценность. Голос не поддерживает иллюзию — он отвлекает внимание и разрушает ее. Можно сказать (если предположить, что иллюзия — это отрицательная величина), что сумма двух иллюзий даст меньший результат.


Хорошая цветная картинка — это, разумеется, прекрасное зрелище. Однако наше восприятие цвета и действия не одинаково. Когда мы спокойно рассматриваем осенний лес или восхищаемся китайской вазой, мы понимаем, какое значение играет цвет. Но когда наблюдаем за игрой в бейсбол, цвет значит немного — он нужен, скажем, только для различения формы игроков. Игра смотрелась бы так же хорошо и черно-белой. Другими словами, цветовосприятие относится к области эстетического и имеет мало отношения к действию и движению. Так что цвет не может добавить кинематографу ничего существенного.


Сторонники цветного и звукового кино оказались сильно разочарованы — зрители не выказали к нему почти никакого интереса. Раскрашенные картинки, выполненные с помощью механических и химических средств, порадовали немногих. Опытные механики и знаменитые изобретатели вместе пытались синхронизировать звук и изображение, чтобы они точнейшим образом совпадали. У них получилось, но публика лишь улыбнулась и пошла дальше смотреть на немой серый экран.


Стереоскопия — последний пункт из трио новшеств, предлагаемых для улучшения киноискусства. На первый взгляд его можно принять за такой же эксперимент, как первые два. Однако есть разница. Цвет и звук были дополнениями, но, как выяснилось, не улучшениями. Эффект объема будет именно улучшением, он сделает привычные фильмы гораздо привлекательнее.


Цветное и звуковое мы уже видели, объемное — нет. Скорее всего, прокатчики, напуганные цветными и звуковыми фильмами, наверное, не будут спешить вкладываться в стереокино. Настоящей стереоскопической проекции можно добиться с помощью стереоскопической пленки, двойной проекции и дорогого экрана, сделанного из тысячи маленьких линз. Однако, надеются авторы статьи, настанет день, когда кинокартины будут показываться стереоскопически в любом кинотеатре. Как представляется, в этом — единственное направление развития кино. И рано или поздно оно воспользуется этой возможностью.
(Motography, 20 октября 1917)


Читайте также: «Картина дня» 100 лет назад: Байопик Николая II, Мэри Пикфорд и душ в кино


«Плантатор» раскрывает секреты жизни в Мексике


Реклама фильма «Плантатор» (1917)


«Половина жителей земли не знает, как живет другая половина», — такой трюизм отлично подходит новому фильму «Плантатор», истории о каучуковых плантаций на юге Мексики. Это больше, чем просто кинофильм. Это открытие социальных и человеческих условий, о которых знает мало кто из американцев. Считается, что Мексика — это сплошная пустыня, населенная бандитами. В этой ленте студии Mutual предстает другая страна — тропический край, покрытый джунглями настолько плотными, что приходится использовать мачете. А еще — нависающие горы, богатые плантации, дома с соломенными крышами, старые испанские монастыри в самых неожиданных местах, широкие реки с труднопроизносимыми названиями.


Новый фильм, в котором играет Тайрон Пауэр, — один из самых интересных за последнее время. Помимо живописных красот в фильме зрители еще увидят всепоглощающую драму любви. (Exhibitors Herald, 3 ноября 1917)

Зарубежные журналисты «сделали» Пушкина режиссером

Журнал «Проэктор» сообщает: в последнем номере «Мовинг Пиктюр» напечатано сообщение о какой-то «новой драме Пушкина». Она поразительно разыграна корифеями русского кино Иваном Мозжухиным и Натальей Лисенко, при участии новой звезды кино «Таньи Фетнер», которую Мозжухин избрал в качестве партнерши для исполнения роли «жены инженера» в этой драме Пушкина под названием «Разрисованная кукла»... Милые, мало осведомленные о смерти Пушкина, союзники... («Проэктор», № 17-18, ноябрь 1917)

Японский консул — поклонник американской звезды


Актриса Маргерит Кларк


Светская хроника. Его превосходительство господин Масанао Ханихара, генеральный консул Японии, сейчас работающий в Сан-Франциско, засвидетельствовал свое почтение Маргерит Кларк, звезде «Парамаунт» на съемках третий части сериала «Бэбс» в Нью-Йорке. Мистер Ханихара нашел время возобновить знакомство с мисс Кларк, которое началось с Вашингтоне, несколько лет назад, где маленькая леди играла на сцене. (Motion Picture News, 20 октября, 1917)

«Падение Романовых» поставило новый рекорд


Публикация о фильме «Падение Романовых» (1917)


Права на новый фильм Герберта Бренона «Падение Романовых», великолепную драму, изображающую рождение российской демократии, были проданы за рекордную сумму в сто тысяч долларов. Покупку совершила группа капиталистов, объединившихся для этой цели в синдикат. Как заметил один из критиков, еще ни один фильм в истории кино не основывался на такой животрепещущей теме, столь интересной для всех. Сегодня внимание всего мира приковано к России. (Exhibitors Herald, 3 ноября 1917)

«Русская революция» за границей провалилась


Реклама фильма «Русская революция» (1917)


По полученным сведения того успеха, на который рассчитывала Россия, командируя за границу специально посланного с негативом событий революции — определенно не получилось. Во Франции, как говорят, вследствие слишком шумных демонстраций, картина была снята с экрана на третий день. В Англии, Испании и Италии — странах монархического образа правления — она вообще не разрешена. («Проэктор», № 17-18, ноябрь 1917)


Читайте также: «Картина дня» 100 лет назад: Чаплин, Китон и оскорбление чувств верующих


Актриса Мэй Мюррэй ответила на рецензию Variety



Актриса Мэй Мюррэй


Следующее письмо было получено редакцией от мисс Мюррэй, которая высказала свое мнение о недавней рецензии в газете на ее фильм «Добродетельная принцесса».


«Редактору Variety. Когда появляется такая смехотворная статья, нужно немедленно требовать положить этому конец, если бы ваша газета вообще что-то из себя представляла. Но так как она ничего из себя не представляет, текст и другие статьи лишь развлекли меня (что они успешно делают последние три года). Ваши критические замечания, когда они не ядовиты, настолько глупы, что вы, наверное, и сами все время смеетесь, как и я, когда это пишете. Я полагаю, вы знаете не больше ваших сотрудников, иначе вы не наняли бы таких „критиков“. Среди знающих людей Variety считается очень глупой газетой. Может быть, это ваша вина, а может быть — ваших коллег. Я думаю, 50 на 50. Искренне ваша, Мэй Мюррэй"».
(Variety, 16 ноября, 1917)



Источник
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.