Галерея Тейт: Кем была самая известная жертва Чарльза Мэнсона?

Галерея Тейт: Кем была самая известная жертва Чарльза Мэнсона?

Шэрон Тейт / Фото: Getty Images


Неделю назад, 19 ноября, в американской тюремной больнице скончался серийный убийца Чарльз Мэнсон — человек, чья незаслуженная всемирная слава абсолютно затмила память о самой известной его жертве, жене режиссера Романа Полански, актрисе Шэрон Тейт, находившейся на позднем сроке беременности. Желая восстановить справедливость, КиноПоиск вспомнил, кем была Шэрон Тейт и какое будущее могло бы ее ждать в Голливуде.

Заложница амплуа

Даже самые заядлые киноманы сегодня едва ли способны припомнить хотя бы пару фильмов с участием Шэрон Тейт. Не прибегая к справочникам, большинство назовет лишь «Бал вампиров» — ленту, которая свела актрису с Романом Полански, ставшим впоследствии ее мужем. Первый фильм, в котором Тейт сыграла главную роль, «Один из тринадцати», вышел на экраны уже после ее смерти. Одна из первых красавиц Голливуда своего времени погибла, еще не успев стать настоящей звездой, хотя она и была постоянной героиней светской хроники.


«Бал вампиров»


Годы спустя о ней стало принято писать, как о потенциально большой звезде, которую потерял мировой кинематограф. Но сразу после убийства актрисы тональность статей в американской прессе была совсем иной. Причины трагедии журналисты — и отнюдь не только желтых изданий — вплоть до поимки Мэнсона искали в наркотиках, беспорядочных связях актрисы и ее мужа, даже в мистике (первый фильм, в котором Тейт сыграла сколько-нибудь заметную роль, «Глаз дьявола», был посвящен секте, практиковавшей человеческие жертвоприношения). Об актерском таланте речь тогда практически не шла.




«Глаз дьявола»


Шэрон была старшей из трех дочерей профессионального военного. Семья родом из Техаса была религиозной, и будущая актриса получила католическое воспитание. Однако желание стать актрисой перевесило моральные табу.


Первым фильмом, в котором она мелькнула в кадре, был «Разбойник Варрава» Ричарда Флайшера с Энтони Куинном в главной роли. Картина снималась в Италии, где в этот момент служил отец Шэрон, и девушка приняла участие в массовке. Ее имя даже не было указано в титрах, но Шэрон решила, что хочет делать карьеру в кино. И когда семья вернулась в США, Тейт отправилась в Голливуд.




Шэрон Тейт


Она не училась в колледже, нет никаких сведений, что она когда-либо посещала актерские курсы. На тот момент у нее не было ровным счетом ничего, кроме потрясающей внешности. Тейт использовала свое единственное оружие стандартным манером: снималась в рекламе и спала с состоявшимися актерами (слово «харрасмент» тогда было еще не в ходу). Порой это оборачивалось бедой: один из ее временных ухажеров ее регулярно бил, так что она в конце концов угодила в больницу; однажды она стала жертвой изнасилования. Но Тейт даже не обращалась в полицию — в начале 1960-х все это воспринималось как издержки профессии. Скандал же мог закрыть этот самый путь навсегда.


Через пару лет ей наконец повезло: в 1963 году красивую модель приметил продюсер Мартин Рансохофф. Его усилиями компания Filmways заключила с 23-летней старлеткой эксклюзивный семилетний контракт. Правда, старт кинокарьеры откладывался. Как объясняли ей продюсеры, девушке надо было подождать, пока не подвернутся «подходящие роли». Отсутствие у Тейт мало-мальского актерского опыта не внушало студийным боссам доверия. Несколько лет она лишь изредка появлялась в небольших эпизодах различных комедийных телешоу вроде сериала «Мистер Эд» (про говорящую лошадь и ее хозяина) или «Деревенщина из Беверли-Хиллз» (в амплуа красивой дурочки).




«Деревенщина из Беверли-Хиллз» / Фото: Getty Images


Первый шанс получить большую роль представился ей, когда студия Filmways готовила фильм «Цинциннати Кид» со Стивом МакКуином в главной роли. Тейт была утверждена на роль сразу же. По словам Маккуина, она произвела фурор, явившись на площадку в полупрозрачной шелковой блузочке без лифчика. Однако все тот же Рансохофф через некоторое время уволил режиссера Сэма Пекинпу. Сменивший его Норман Джуисон предпочел вместо Тейт снимать ничуть не менее сексапильную, но намного более опытную Тьюзди Уэлд.




Шэрон Тейт / Фото: Getty Images


Шэрон пришлось ждать шанса засветиться на большом экране еще год, когда Рансохофф наконец пробил ей роль в картине «Глаз дьявола». Прорывом в карьере Тейт фильм не стал. Этот мистический хоррор сам по себе оказался довольно вялым, а роль Шэрон сводилась к тому, что она должна была принимать эффектные позы, делать отсутствующее лицо и загробным голосом произносить довольно бредовый текст. Но успех фильма или качество актерской работы — это далеко не единственный способ стать своим в компании голливудских звезд первой величины. Для Тейт пропуском в высшее общество стал роман со звездным стилистом Джеем Себрингом, который обслуживал Стива МакКуина, Фрэнка Синатру, Пола Ньюмана и других. Так она обзавелась множеством успешных друзей, а затем закрепила свои позиции в тусовке, встретив в результате Романа Полански.

«Бал вампиров»

На тот момент режиссер только начинал работать в Голливуде, однако был уже звездой с несколькими наградами Берлинале (за «Отвращение» и «Тупик»). Первый свой голливудский фильм — «Бал вампиров», лихую пародию на истории про Дракулу — он делал как раз с продюсером Мартином Рансхоффом. И тот фактически навязал режиссеру свою протеже на роль Сары. Полански хотелось ублажить продюсера, так что Тейт получила роль, а затем и место в постели режиссера.




«Бал вампиров»


Последнее, правда, не облегчило им обоим работу на съемочной площадке. Как писал Полански в своей автобиографии, «она не обладала присущей прирожденным актрисам уверенностью в себе, но сгорала от желания сыграть как можно лучше, чтобы доказать себе, что тоже на что-то способна»: «Подбодрить ее было не так-то просто. Мы выбились из графика, но в подобных ситуациях, вместо того чтобы торопиться, я обычно становлюсь еще более требовательным. Я стал снимать все больше и больше дублей с Шэрон. Был даже случай, когда я сделал их семьдесят».


Для Шэрон Тейт работа над ролью стала в некотором роде шагом вперед по сравнению с предыдущим ее опытом. Она теперь не просто играла красотку-простушку, но и делала это полуобнаженной. А для рекламной кампании картины согласилась сняться для Playboy — в роли фотографа выступал сам Полански.




Шэрон Тейт для Playboy


Тейт, как это часто случается с актерами, стала заложницей одного амплуа. Продюсеры продолжали предлагать ей роли только одного типа. Так, вслед за «Балом вампиров» она снялась в фарсе «Не гони волну» с Тони Кертисом и Клаудией Кардинале. В этом фильме у Шэрон почти нет реплик, зато половину экранного времени она щеголяет в бикини, благодаря чему стала прототипом куклы Барби Малибу. Но главное достижение (и ради этого действительно стоило сниматься в абсолютно дурацком фильме) — она смогла разорвать деловые отношения с Filmways.




«Не гони волну»


Только после этого Шэрон получила шанс наконец-то сменить жанр и попробовать свои силы в драме. Она появилась в картине «Долина кукол» — довольно рядовой поделке о цене славы и нелегких буднях работниц шоу-бизнеса. Надо отдать Тейт должное: соглашаясь на роль, она продемонстрировала изрядную самоиронию. Ее героиня — не слишком одаренная актриса, которая строит карьеру лишь благодаря готовности обнажаться на сцене и экране, а также спать с нужными людьми. Смелый шаг оказался вполне оправдан: за эту роль в 1968 году Тейт заработала номинацию на «Золотой глобус» в категории «Лучший актерский дебют». Впрочем, ее, похоже, в этот момент больше интересовали не профессиональные достижения, а выход замуж за Полански.

Роль жены

Шэрон бежала со съемок домой, чтобы готовить ужин для Романа и многочисленных постоянных гостей. Она была готова терпеть его постоянные измены. В этом странном по обычным меркам браке ее все устраивало. Даже тот факт, что муж-режиссер предпочел отдать главную роль в своем новом фильме «Ребенок Розмари» не ей, а ее подруге Миа Фэрроу.




Шэрон Тейт и Роман Полански / Фото: Getty Images


Полански позже утверждал: «На роль Розмари меня заставили перепробовать бесконечное число молодых актрис — как известных, так и неизвестных. Я все надеялся, что кто-то назовет Шэрон, но про нее никто не заговаривал, а я чувствовал, что самому мне ее предлагать неудобно». Верится в это объяснение с трудом: у режиссера была репутация самоуверенного наглеца. Он явно не верил в способности актрисы, несмотря ни на какие номинации на престижные кинонаграды. Полански даже снял Шэрон в эпизодической роли, но в окончательный вариант фильма эта сцена не вошла.




Шэрон Тейт / Фото: Getty Images


Впрочем, Тейт в это время говорила друзьям, что замужество и перспектива стать в скором будущем матерью занимают ее мысли гораздо больше, чем «непомерные» актерские амбиции, и что «лучшие ее дни как актрисы уже позади». И все же зарабатывала она в то время куда больше, чем муж. Так, за роль в картине «Команда разрушителей» она получила 125 тыс. долларов — по современному курсу это свыше 2 миллионов. Вполне приличный гонорар, чтобы согласиться сняться в комедийном боевике на популярную в 1960-х шпионскую тему. Четвертый по счету фильм про суперагента Метта Хелма в исполнении Дина Мартина сейчас воспринимается как дурная пародия на бондиану. Критики воротили от нее нос, но зрители на картину шли. Планировалось даже снимать продолжение, и Тейт должна была вернуться к роли подружки главного героя — британской шпионки. Но этому проекту уже не суждено было состояться.

Последний фильм

Последней картиной Шэрон стала итальянская комедия «12+1». Помимо солидного гонорара (150 тыс. долларов), актрису привлекла возможность наконец-то сыграть однозначно главную женскую роль, а также поработать на съемочной площадке с самим Орсоном Уэллсом (пусть даже только в качестве актера второго плана, а не режиссера).




«12+1»


Идея сценария фильма была позаимствована итальянцами из «12 стульев» Ильфа и Петрова, но результат получился не самым блестящим — вышел типичный для этого времени итальянский фарс. Но как раз к Тейт претензий у критиков практически не было. Она была как никогда свободна и играла, можно сказать, вдохновенно. То ли была воодушевлена тем, что именно она (а не ее экранный партнер Витторио Гассман) считалась главной звездой, то ли просто была свободна от укоренившихся в Голливуде жанровых клише, то ли ее раскрепостил тот факт, что она как раз ждала ребенка.




Шэрон Тейт


Возможно, этот фильм изменил бы восприятие ее персоны со стороны кинопродюсеров, и ее перестали бы рассматривать как красивую пустышку. Возможно, она смогла бы в дальнейшем стать действительно большой звездой. В конце концов, в истории кинематографа имеется немало примеров, когда большими звездами становились актеры с довольно ограниченным потенциалом (вспомнить ту же Мэрилин Монро). Тем более что американский кинематограф 1970-х сильно изменился по сравнению с предыдущим десятилетием. Менялись приемы, развивались другие жанры, и Шэрон Тейт могла бы найти себе в этом дивном новом мире достойное место, как это смогла сделать ее подруга Миа Фэрроу. А может, решила бы растить ребенка и покинуть Голливуд, как это сделала другая красотка 1960-х — Даниэла Бьянки, исполнительница роли Татьяны Романовой в фильме «Из России с любовью». Этого, увы, мы уже не узнаем — 9 августа 1969 года она была безжалостно зарезана в своем доме последователями Чарльза Мэнсона.




Чарльз Мэнсон/ Фото: Getty Images


Как не узнаем и того, как развивалась бы дальнейшая карьера Романа Полански, если бы не гибель его жены. Быть может, ему не пришлось бы бежать из Америки из-за угрозы судебного преследования за растление малолетней. А главное, он мог бы никогда не снять такие фильмы, как «Китайский квартал», «Смерть и девушка» и «Пианист». Смерть Шэрон Тейт, как признавал сам режиссер, навсегда изменила его. Он и ранее был склонен к абсурду, но мрачный пессимизм особенно проявился в его характере именно после гибели жены.



Источник
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.