Шаманы, рокеры и Звягинцев: Что смотреть на «Артдокфесте-2017»

Шаманы, рокеры и Звягинцев: Что смотреть на «Артдокфесте-2017»

«Про рок»


КиноПоиск рассказывает о 16 наиболее интересных фильмах фестиваля документального кино «Артдокфест», который пройдет с 6 по 12 декабря 2017 года в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

«Процесс»

режиссер Аскольд Куров


«Процесс»


Фильмом открытия в этом году выбрана не новая картина — она уже была показана на Берлинском кинофестивале и получила приличную порцию положительной прессы. В России лента пока не демонстрировалась, но в ее актуальности сомневаться не приходится. Автор фильма Аскольд Куров («Ленинленд», «Дети 404», «Зима, уходи») попытался максимально объективно изложить все детали дела Олега Сенцова, чтобы каждому зрителю стало очевидно: 20-летний срок наказания режиссеру присудили незаслуженно. О Сенцове регулярно пишут СМИ, его имя на слуху, что, конечно, придаст церемонии открытия фестиваля публицистический запал и привлечет дополнительное внимание к «Артдокфесту».

«Про рок»

режиссер Евгений Григорьев




«Про рок»


Уже весной, когда состоялась премьера этого фильма на фестивале «Движение» в Омске, стало понятно, что длинный и временами многословный рассказ Евгения Григорьева о попытках нескольких молодых рок-групп из Екатеринбурга достичь успеха — претендент на главное событие года в нашем кино. Сюжет ленты — не только и не столько объяснение того, почему русский рок умер, сколько развернутая метафора. О новом поколении людей, которые отказались от борьбы со всеми, кроме самих себя. И в этой борьбе, конечно, проиграли. О творчестве, за которым всегда должна следовать кропотливая и дисциплинированная работа, иначе оно угасает и умирает. О молодости, которая слишком быстро утрачивает свою энергию, казавшуюся бесконечной.

«Слишком свободный человек»

режиссер Вера Кричевская




«Слишком свободный человек»


Совсем недавно выходил фильм «Мой друг Борис Немцов», который поражал уровнем приближения к герою, иногда почти неприличным. Другой новый фильм про Немцова — «Слишком свободный человек», который не так давно шел в прокате небольшим числом экранов — картина совершенно другого типа. Это попытка через друзей и коллег Немцова оценить во всей полноте его карьерный путь и перспективы в российской политике. А заодно понять, на каких этапах он совершал ошибки и почему его смерть была, как бы это чудовищно ни звучало, закономерной.

«Другая жизнь»

режиссер Дмитрий Васюков




«Другая жизнь»


Появление народных брендов в российском документальном кино (и не только в российском) — явление очень редкое. Дмитрию Васюкову такой бренд создать удалось. Его «Счастливые люди» пользовались огромной популярностью в Рунете, а Вернер Херцог даже смонтировал и озвучил из четырехсерийного фильма полнометражную фестивальную версию, которая, впрочем, концептуально отличалась от фильма Васюкова и в чем-то была даже хуже. Идея режиссера гениальна в своей простоте: он показывает портреты людей, которые живут далеко от больших городов и совершенно не нуждаются ни в российском телевидении, ни в российском правительстве и больше всего хотят, чтобы их оставили в покое и дали жить так, как им нравится. Судя по успеху фильмов Васюкова, многим зрителям хотелось бы того же. «Другая жизнь» — новая галерея портретов тех, кому это удалось.

«Андрей Звягинцев. Режиссер»

режиссер Дмитрий Рудаков




«Андрей Звягинцев. Режиссер»


Самый яркий российский режиссер на международной арене, Звягинцев сам стал героем фильма впервые, чему причиной замкнутость создателя «Возвращения» и обстановка предельной секретности, в которой создается каждый его проект. «Андрей Звягинцев. Режиссер» — это приближение к художнику в самый интимный момент, во время съемок. После этой картины зрителям придется пересматривать «Нелюбовь» новыми глазами.


«Я — Катя Голубева»

режиссер Наталия Ю




«Я — Катя Голубева»


Еще один важный фильм про кино на «Артдокфесте-2017». Актриса Екатерина Голубева — фигура особенная, загадочная, роковая. Это притом что большинство российских зрителей вообще не знают, кто это. Муза Шарунаса Бартаса и Леоса Каракса, Голубева рано ушла из жизни и оставила после себя не так уж много фильмов. Но тот, кто хоть раз видел на экране этот мистический взгляд и эту опасную красоту, не забудут их никогда. Люди из окружения Голубевой непростые, авторам картины пришлось немало потрудиться, чтобы заставить их хоть что-то рассказать о Кате. Чего стоит только одна из начальных сцен фильма, где Бартас прямо в кадре попросту отказывается давать интервью.

«Курс молодого шамана»

режиссер Светлана Стасенко




«Курс молодого шамана»


Алекс приехал в Туву из США (на самом деле он русский), чтобы стать шаманом, и нашел себе тьютора, который сам много лет практикует. Вместе они проходят разные стадии обучения, знакомятся с другими шаманами, путешествуют по Туве. Алексу вместе со зрителем вполне очевидно, что слишком многое здесь, что называется, «подстава», «разводка». Включая выдачу удостоверения шамана, которое вручается с большой важностью, хотя потом мы узнаем, что любой может за небольшую плату получить такое же. При этом Алекс уезжать не торопится, а в сюжете нет-нет да и проскочит какое-нибудь обыкновенное чудо. Очень загадочный фильм.

«На краю свободы»

режиссеры Анита Матал Хопленд и Йенс Лендерке




«На краю свободы»


Герои фильма — руферы и диггеры, самые обычные ребята, которые большую часть времени проводят, пиная балду и обсуждая всякую чепуху, сидя на диване. Живут среди нас, ничем особенным не выделяются, средне образованны, заурядно одеты. Время от времени они вдруг берут селфи-палки и коптеры, залезают на какой-нибудь строительный кран и начинают снимать себя на фото и видео, принимая задумчивые позы. Это наивно и комично, но экстремально и очень круто. Тем более что у ребят есть особый план по покорению такой вершины, что от одной мысли дух захватывает.

«Пятерка»

режиссер Михаил Горобчук




«Пятерка»


Маленький фильм, авторы которого явно вдохновлялись знаменитой минималистичной кинопоэмой Виктора Косаковского «Тише!» и другими картинами, снятыми из окна в течение долгого времени. Очень удобная позиция незаметного наблюдателя позволяет иногда добиться интересных результатов. Здесь получилось высказывание на тему старости и умирания. Пожилой человек ухаживает за своей машиной, хотя она уже давно не на ходу. И про него, и про нее все понятно, но все же зритель ждет чуда и не может оторваться от экрана. Можно считать этот фильм комедией.

«Освобождение. Инструкция по применению»

режиссер Александр Кузнецов




«Освобождение. Инструкция по применению»


Этот фильм участвовал в конкурсе прошлого «Артдокфеста» и даже получил Гран-при, однако стоит воспользоваться возможностью увидеть его еще раз, потому что картина очень важная. Она о детях, которые живут в интернатах для тех, кому по каким-то причинам поставили диагноз, подтверждающий отклонения психического развития. Такой интернат хуже, чем тюрьма, опровергнуть свою «вину» здесь практически невозможно, а многочисленные комиссии не спешат выпустить на свободу людей, которые на самом деле очень мало отличаются от публики в зрительном зале. Выдуманных сюжетов о том, как человека сажают в сумасшедший дом и как он потом оттуда не может вырваться, сколько угодно. Разница здесь в том, что тут все по-настоящему. Антиутопия в действии. Страшный фильм.

«Восточный фронт»

режиссер Андрей Осипов




«Восточный фронт»


Андрей Осипов, чьи фильмы нередко показывают на ТВ и издают на DVD, известен своей любовью к Серебряному веку и поэтам той эпохи. Особенно его завораживает личность Максимилиана Волошина, о котором режиссер снял сразу несколько картин. И тут вдруг он сделал фильм, смонтированный из немецкой кинохроники, своего рода авторскую версию «Обыкновенного фашизма», только без закадрового текста. Рассказ о людях, что жили как жили, а потом вдруг оказались на войне и превратились в убийц, воспоминания о которых до сих пор внушают ужас всему миру. Этот фильм, где нет слов, а есть только музыка и звуки, вызвал странную реакцию российского министерства культуры, которое участвовало в его финансировании. Минкульт настоял на том, чтобы автор наложил на звуковую дорожку пояснительный закадровый текст, подготовленный Военно-историческим обществом. Новая версия получила название «Другая война». «Артдокфест» показывает оригинальную авторскую версию.

«Полет пули»

режиссер Беата Бубенец




«Полет пули»


Война на Украине — неизбежная точка притяжения для многих документалистов, так что «Артдокфест» не мог пройти мимо этой темы. «Полет пули» — это фильм длиной в один кадр, без склеек. Как «Русский ковчег» Сокурова или «Тайм-код» Фиггиса (у последнего, правда, четыре параллельные истории). Картина не имитирует съемку одним кадром, как «Хардкор», а именно сделана одним куском. Известно, что режиссер разбежкинской школы Беата Бубенец вообще не собиралась снимать его таким образом. Этот материал должен был стать частью фильма о войне, но знающие люди вовремя объяснили ей, что резать ничего не надо, лучше показывать прямо так. Это правда. Хотя временами действие очень сильно замедляется, непрерывность оставляет его динамичным и наполненным саспенсом, который, наверное, и должен быть в любом настоящем фильме о войне.

«Форсаж. Возвращение»

режиссер Наталья Гугуева




«Форсаж. Возвращение»


Сюжет этого фильма куда драматичнее, чем жизненные перипетии персонажей одноименной франшизы про гонщиков-экстремалов. Герои первой ленты Натальи Гугуевой «Форсаж» (2001) — летчики, служившие в Крыму. После развала СССР они оказались перед выбором — присягать ли Украине, становясь потенциальными противниками России, или уходить в отставку. События 2014 года, когда перед летчиками украинских ВВС в Крыму вновь встал похожий вопрос, послужили материалом для продолжения старой картины. Офицерам приходится высказаться по самым важным для них темам: что такое родина, присяга, в том числе присяга другому государству; как соратники на глазах превращаются во врагов; что делать с российско-украинскими семьями, которые оказались по разные стороны баррикад; какие приказы невозможно выполнить. Это неожиданный и очень глубокий взгляд на конфликт двух государств, да и на человека в целом.

«Война ради мира»

режиссер Евгений Титаренко




«Война ради мира»


Из-за этого фильма разгорелся настоящий скандал. Кинотеатр «Октябрь», где будет проходить «Артдокфест», отказался показывать эту картину, а отдельные СМИ из-за присутствия ее в программе не только отказались освещать фестиваль, но даже вышли из числа информационных партнеров. Все потому, что фильм снят с точки зрения воюющих украинцев. Россия здесь предстает агрессором, с которым надо сражаться до последней капли крови. Выбор отборщиков «Артдокфеста», видимо, объясняется тем, что взгляд на события глазами противоположной стороны позволил бы составить более полное мнение о конфликте, но сейчас это уже никого не волнует — скандал состоялся. Фильм все равно будет показан, но не в «Октябре», а в Чешском культурном центре.

«Обезьяна, страус и могила»

режиссер Олег Мавроматти




«Обезьяна, страус и могила»


Если вы думаете, что являетесь искушенным зрителем, которого ничем не пронять, этот фильм точно для вас. Самый неожиданный, радикальный и парадоксальный из всех, что были сделаны русскими кинематографистами за прошедший год. Главный герой — видеоблогер, который убежден, что владеет пирокинезом и что его похищали инопланетяне. Собственно, большая часть его видеовыступлений посвящена тому, чтобы воспламенить бумагу перед камерой — у него это якобы уже получалось. Постепенно зрители начинают чуть лучше понимать, что там за инопланетяне и зачем парню пирокинез, а тот записывает все больше постов в свой видеоблог. Оказывается, главный герой живет в Луганске и каждый день бродит среди свежих трупов, рыдающих женщин и рыдающих солдат. Такой фильм зрители долго не смогут забыть.

«Любовь — это картошка»

режиссер Алена ван дер Хорст




«Любовь — это картошка»


Самый личный, глубокий и при этом общественно значимый фильм конкурса «Артдокфеста». Режиссер Алена ван дер Хорст, известная по фильму о поэте Борисе Рыжем, здесь является главным действующим героем. Ее мать когда-то уехала из СССР и осталась жить в Голландии. А теперь Алена получила по наследству несколько квадратных метров в маленьком деревенском домике, затерявшемся в российской глубинке. Она приезжает туда и, пользуясь тем, что другие наследники увлеклись имущественными спорами, на правах родственницы снимает свое кино. О себе, о своих родных, о прошлом такой близкой и такой загадочной исчезнувшей страны. Причем неизвестно, кто знает и помнит ее лучше — она, взрослая гражданка Нидерландов, или старики, которые прожили в СССР всю жизнь.



Источник
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.