Почему «Последние джедаи» разделили зрителей

Почему «Последние джедаи» разделили зрителей


Внимание: в тексте содержатся спойлеры фильма «Звездные войны: Последние джедаи».


Если и нужно доказательство того, что студия Disney не давила на производство восьмого эпизода «Звездных войн», то оно сейчас на экранах мира, а его последствия — в яростной бойне в секции комментариев. Одни зрители называют картину лучшей в серии, другие — худшей. Истина, как водится, где-то посередине.


На сайте Rotten Tomatoes наблюдается уникальная картина: 93% критиков считают фильм хорошим, тогда как всего 55% зрителей согласны с ними. Правда, студии гораздо важнее рейтинг CinemaScore — результат опросов зрителей, выходящих после сеанса. Это голоса людей, заплативших деньги за билеты, и эти люди ставят «Последним джедаям» твердую A, что равно оценке 8 из 10.


К фильму Райана Джонсона применим эпитет «радикальный», настолько он оказался неожиданным. И тут как раз кроется главная проблема, связанная с восприятием картины.


Обманутые ожидания и фанатские теории


Сразу после выхода в прокат «Пробуждения силы» сеть наполнилась самыми разными теориями насчет судеб ряда персонажей. Кто такие рыцари Рен? Почему Верховный лидер Сноук такой могущественный? Откуда взялась карта, которая привела Рэй к Люку? Кто родители Рэй? Целых два года, проведенных в размышлениях, домыслах, догадках и копании в имеющихся сторонних источниках (книгах, комиксах, сериалах) привели к появлению совершенно абсурдных теорий. Кто-то считал Рэй клоном Анакина Скайуокера, кто-то был уверен, что Сноук — Дарт Плэгас Мудрый. «Последние джедаи» не дали ответов на эти вопросы, жестоко разочаровав зрителей, ожидавших получить их.




Рыцари Рен в фильме «Звездные войны: Пробуждение силы»


Разбирая причины недовольства фанатов, не можем не вспомнить, как два года назад картину Джей Джей Абрамса заклеймили словом «фан-сервис», поскольку в своей жажде потакать фанатам «Пробуждение силы» фактически повторяло историю, показанную в «Новой надежде». Сирота на пустынной планете открывает в себе неведанные силы и отправляется в приключения по галактике, сталкиваясь со злом в образе человека в черной маске. «Последние джедаи» могли бы стать таким же фан-сервисом, повторив один из лучших фильмов саги («Империя наносит ответный удар»), но авторы фильма пошли дальше.


«Последние джедаи» ломают стереотипы «Звездных войн». Совершенно неважно, кто родители Рэй, потому что Сила — это не какие-то наследственные мидихлорианы, носитель которых сразу начинает камни разводить руками, а нечто связывающее все живое. Не вы одни заблуждались — заблуждался даже Люк, который думал, будто только орден джедаев несет ответственность за происходящее в галактике. Сила оказалась демократичной. Она больше не привилегия персонажей с фамилией Скайуокер. Восприимчивых к Силе мальчишек и девчонок можно встретить даже на планете Канто Байт, где развлекаются сильные мира сего. Как раз поэтому важен эпизод с появлением Финна и Роуз в инопланетном казино. Здесь они зарождают новую надежду среди угнетенных, дают им возможность прочувствовать, что они не одни.




«Звездные войны: Последние джедаи»


Выводя на передний план бывшего штурмовика и девушку-технаря, Джонсон (будем считать, что он один писал сценарий, хотя, конечно, это не так) отказался от принятой точки зрения, что «Звездные войны» — история исключительно семейства Скайуокер. Все, теперь мы живем в новом мире, где Скайуокеры закончили свое существование. К сожалению, смерть Кэрри Фишер сильно изменит девятый эпизод, где ее героине полагалась солидная роль. Остался один Бен Соло, и борьба за его душу только началась.


«Последние джедаи» — это в первую очередь кино, а во вторую очередь кино из серии «Звездные войны». Джонсона больше интересует развитие персонажей, нежели движение сюжета, что делает картину поистине уникальной. Два с половиной часа на раскрытие героев — огромная роскошь для современных блокбастеров. Более того, не все герои оказываются такими, какими их ожидали увидеть.




«Звездные войны: Последние джедаи»


Уже сцена, в которой Люк бесцеремонно выбрасывает световой меч, должна настроить зрителя на то, что в этом фильме многое пойдет не так, как он ожидает. И действительно, вместо того чтобы обучить юную Рэй джедайской мудрости, Люк Скайуокер, этот мрачный седовласый старец, дает ей от ворот поворот, отказываясь заодно помогать Сопротивлению. Люк уже не тот. Он доживает последние дни в добровольном изгнании, после того как, взяв на себя слишком много и нарушив правило «один учитель — один ученик», упустил зарождение тьмы в собственном племяннике. Гордыня до сих пор грех во вселенной «Звездных войн». Люк понимает, что допустил ту же ошибку, что и джедаи до него — возомнил себя главным светом галактики. Но Сила не принадлежит только джедаям и ситхам! Свет не погаснет со смертью последнего джедая. В фанатских теориях такого не писали. Это практически ересь в рамках вселенной «Звездных войн».


«Ящики с загадками» Джей Джей Абрамса и проблема Сноука


Фильм Райана Джонсона стал заложником страсти Абрамса к mystery boxes — «ящикам с загадками», которые щедро разбросаны по седьмому эпизоду. Режиссер «Пробуждения силы» — большой приверженец таких ящиков, о чем есть его речь на TED. Вкратце идея «ящика с загадками» такова: вы думаете, что понимаете одно, а получаете что-то другое. То есть «Крепкий орешек» на самом деле не боевик о крутом Брюсе Уиллисе в небоскребе. Это фильм о паре на грани развода. Точно так же «Инопланетянин» Спилберга только на поверхности рассказывает о встрече мальчика с симпатичным пришельцем, но на самом деле мы смотрим, как развод родителей сказывается на героях.




«Звездные войны: Пробуждение силы»


Неправильно думать, будто «ящик с загадками» — это просто макгаффин, благодаря которому действие движется вперед. В случае со «Звездными войнами» «ящики» Абрамса скорее отводили внимание от действительно важных вещей. Рэй ждет родителей, ей кажется, что ей важно знать, кто они. Но на самом деле, пока вы строили теории, Джонсон снимал сцену в пещере, где героиня Дэйзи Ридли щелкает пальцами, стоя в ряду собственных копий. Она обращается к Темной стороне с просьбой показать ей родителей. И реальность оказывается страшнее, чем она думала: никого нет, она одна в этом мире. И потому ее последующий разговор с Беном Соло оказывается настолько душещипательным: протагонист и антагонист фильма признаются друг другу в собственном одиночестве.


Кайло Рен больше не мальчишка в маске, как его называет Сноук. Он с яростью разбивает свой шлем, отказываясь копировать деда, великого Дарта Вейдера. Эта сцена — еще одна подсказка зрителю. Кино не о том, о чем вы думаете. Нового Вейдера не будет, вас ждет совсем другая история. Когда Рэй и Бен разговаривают «по Силе», они перестают быть ходульными одномерными персонажами и становятся людьми со своими слабостями и недостатками. Вы думали, что смотрите очередное кино о противостоянии добра и зла? Нет, вы смотрите фильм, где у каждого своя правда. И где герои имеют право на ошибку.




«Звездные войны: Последние джедаи»


Здесь ошибаются все. Пилот По Дамерон, будучи командиром, принимает уйму неверных решений, из-за которых гибнут люди, а затем, уже разжалованный, он потакает задумке Финна и Роуз, едва не погибающих из-за него. Рэй считает, будто способна уговорить Бена перейти на Светлую сторону, и пускается в опаснейшее путешествие в логово врага. Финн ошибается, думая, что они с Роуз втайне провернут дело, которое поможет Сопротивлению улизнуть от Первого ордена. Люк Скайуокер ошибается, считая, что ответственность за весь свет в галактике лежит на нем, что статус легенды обязывает его к чему-то. Но еще больше ошибается Сноук, и как раз его ошибка стоит ему жизни.


Из «Пробуждения силы» мы знали о Сноуке, что у него не только жутковатое лицо, но и что он великолепно владеет Силой. Верховный лидер Первого ордена склонил на свою сторону восприимчивого к Силе сына Хана Соло и Леи Скайуокер, сделав его своим учеником. Кто он? Откуда? Как оказалось, это неважно, поскольку гораздо важнее его ошибка. Самоуверенность и гордыня играют злую шутку с персонажем. Он неверно считывает мысли ученика и получает несовместимую с жизнью рану. Помните, что гордыня — грех во вселенной «Звездных войн»?




Интерьеры своего логова Сноук как будто подсмотрел в фильмах Тарсема


Райан Джонсон сейчас много говорит о фильме и подтверждает мысль о параллели Сноука с Императором. «Мы узнали всю историю Палпатина из приквелов, но в оригинальных фильмах он был всего лишь Императором. Он Темная Сила. Точно так же я подошел к Сноуку. Мне не было интересно объяснять, откуда он, если это никак не помогало истории». Джонсон знал, что героем новой трилогии будет Кайло Рен. Мы наблюдаем за его становлением, как следили за превращением Анакина Скайуокера в Дарта Вейдера в трилогии приквелов. «Вопрос в том, где место Сноука во всем этом, — говорит режиссер. — И я понял, что интереснее всего уничтожить связь „император-ученик“, сделав ставки на нового героя. И это привело к драматичной сцене в середине, которая сильно связывает Кайло и Рэй». Джонсон снимает кино, его заботит драматургия: «Если бы Сноук разразился речью на 30 секунд о том, что он какой-нибудь Дарт Плэгас, то это бы убило всю сцену. Рэй это неважно. Скажи он такое, Рэй бы спросила: „Кто-кто?“ И надо было бы как-то это продолжать! И нет, он не Дарт Плэгас!»




Райан Джонсон на съемках фильма «Звездные войны: Последние джедаи»


Информация, которая неважна героям, неважна и для зрителя. Вам, может быть, и хотелось бы узнать про рыцарей Рен, но что это знание даст нашим героям?


Канон больше не канон


Важным фактором в понимании гнева фанатов является смена курса Lucasfilm после продажи ее Disney. Новое руководство в лице Кэтлин Кеннеди приняло соломоново решение — при работе над новыми фильмами отринуть все сторонние медиа, связанные со «Звездными войнами». В одночасье вся информация, которую поклонники франшизы получали из книг, комиксов, игр и мультфильмов, оказалась лишним набором знаний. Каноном стали все полнометражные фильмы (обе трилогии) и анимационные сериалы «Войны клонов» и «Повстанцы».


Кому понравится, когда многолетнее изучение «лора» «Звездных войн» в одночасье будет объявлено зря потраченным временем? Фанатов можно понять: это довольно обидное решение. Но можно понять и студию. Когда запускаешь новую трилогию, тащить за собой хвост старого наследства очень тяжело. Новые фильмы стали ближе к широкому зрителю, доступнее для нового поколения фанатов.




«Звездные войны: Повстанцы»


«Искажение» образа Люка


Нельзя недооценивать важность Люка Скайуокера для вселенной «Звездных войн», как и вклад Марка Хэмилла в поддерживание жизни в фэндоме. Только он из всей троицы честно оставался верен фанатам, встречаясь с ними на многочисленных конвентах, выступая со сцены и расписываясь на фотографиях (пусть и за деньги). И когда Хэмилл в интервью Vanity Fair заявил, что категорически не согласен с видением Райана Джонсона и направлением, выбранным для его персонажа, то его слова подхватили все фанаты.


Но вот какая штука. Знаете, чье еще видение не понравилось Хэмиллу? Ирвина Кершнера, режиссера всеми любимой серии «Империя наносит ответный удар». На кинофестивале «Сандэнс» в начале 2017 года актер признался: «Джорджа [Лукаса] больше интересует техническая сторона процесса. Он не любитель обсуждать мотивации и предысторию персонажа. Кершнер больше опирался на актеров. Мы оба с ним были очень упертые в своих взглядах. Пару раз мы с ним спорили об интерпретации некоторых аспектов. И я говорил: „Что ж, будь по-твоему, но меня это не устраивает. По-моему, ты не прав“. Но я относился к нему с большой теплотой, а он ценил, что у меня было свое мнение, потому что актер и режиссер должны сотрудничать таким образом».


Примерно те же слова услышал от Хэмилла Джонсон, взявший главное от фильма Кершнера — изучение персонажей.




«Звездные войны: Эпизод 4 — Новая надежда»


Полина Кейл, одна из ведущих критикесс в истории кино, писала о «Новой надежде» в 1977 году: «Джордж Лукас идеально передал ощущение плохого кино. Актеров не поймать за тем, что они плохо играют. Похоже, что они просто плохие актеры». Но даже актеры жаловались на деревянный сценарий с дурацкими репликами. Все мы помним, как Харрисон Форд правил текст, потому что не мог произносить его. И Хэмиллу, который играл в четвертом эпизоде ноющего юношу («Мне надо забрать конвертеры на станции Тоши!»), в пятом эпизоде — упертого ученика, а в шестом — героя Сопротивления, только сейчас представился шанс действительно проявить свои актерские способности.


В «Последних джедаях» Люк Скайуокер превратился в бородатого затворника, который доживает свой век, виня себя за допущенные ошибки. «Я прибыл сюда умирать», — говорит он Рэй и не врет. В финале он эффектно покинет этот мир, глядя на мираж с двумя солнцами Татуина. Но этот Люк гораздо интереснее того Люка из оригинальной трилогии.




«Звездные войны: Последние джедаи»


Гордыня подводит Скайуокера, ставшего легендой. В своих попытках возродить джедайский орден, он повторяет тот же путь, что привел джедаев к гибели. Он намерен воспитать новую надежду галактики, но вместо этого порождает нового Вейдера, совершенно не учась на ошибках своих старших товарищей. К счастью, попутно он выработал чувство юмора — оно-то и спасает нового Люка от карикатуры на себя самого. Деконструируя Люка Скайуокера, как и весь миф «Звездных войн», Джонсон не забывает отобрать у него меч. Теперь сильнее не тот джедай, что круто дерется, а тот джедай, что обладает стратегией. И самым прекрасным моментом в истории Люка становится не его битва с Кайло Реном (хотя она отлично снята), а его медитация на краю утеса. Настоящая битва не на поле брани, а в наших умах. Пока герой Адама Драйвера с искаженным от злости лицом несется вперед, герой Марка Хэмилла соблюдает буддистское спокойствие и проявляет воистину самурайскую выдержку. Что, кстати, возвращает нас к сущности джедаев, которую Лукас почерпнул в фильмах Акиры Куросавы.


Смена курса


В «Последних джедаях» есть несколько реплик, которые определяют курс дальнейшего развития событий. Главную из них произносит Роуз Тико, девушка, потерявшая сестру во время битвы Сопротивления с дредноутом Первого ордена. «Мы победим, не убивая то, что ненавидим, а спасая то, что любим», — говорит она Финну, который только что чуть не совершил бессмысленный акт самопожертвования. Увы, в русском дубляже фраза звучит несколько иначе, отчего смысл ее ускользает.




Прежде чем лететь и взрывать, надо подумать.


Слова Роуз, по сути, уничтожают дихотомию «Звездных войн». От серии к серии мы смотрим, как храбрые повстанцы сражаются с гнусной Империей или Первым орденом. Джонсон показывает, что на этой войне наживаются определенные люди (да, некоторые точно так же делают состояние на игрушках по «Звездным войнам», отчего заявление становится еще более актуальным), но Сопротивление почему-то закрывает на это глаза.


«Пусть прошлое умрет, — говорит Кайло Рен, когда Рэй с ужасом понимает, что он не собирается переходить на Светлую сторону. — Убей его, если придется». Джонсон точно так же методично уничтожает прошлое забронзовевшего сериала. Джедаи, ситхи, Сопротивление — все это должно уйти и уступить место чему-то новому. Если подумать, то на протяжении сорока лет киновселенная «Звездных войн» не так уж и изменилась. После «Возвращения джедая» галактика находится в том же состоянии, пусть даже Империя сменилась Первым орденом. Мифология «Звездных войн» зашла в тупик, ей нужно было вливание свежей крови. И только теперь, когда мы вот так легко потеряли ряд персонажей (например, любимого многими адмирала Акбара), в далекой-далекой галактике стало точно так же опасно, как в мире Джорджа Р. Р. Мартина.




«Звездные войны: Последние джедаи»


Как известно, Джордж Лукас посмотрел множество фильмов, прежде чем написал «Звездные войны». Если бы не его умение вытащить из кино то, что ему было нужно, Голливуд бы никогда не изменился. Но вместе с появлением «Звездных войн» начал меняться и зритель. Почему-то мы решили, что произведение искусства, которым является любой фильм, автоматически принадлежит нам, настолько мы гордимся тем, что «заносим в кассу» тому или иному фильму. Мы начали потреблять кино тоннами, смотреть его как на конвейере. Мы перестали анализировать фильмы, не задумываясь над такой банальностью, как «что хотел сказать режиссер», а Голливуд перестал думать, что зритель вообще способен мыслить самостоятельно.


Важно первым написать в социальные сети свое мнение, важно максимально быстро вынести вердикт. Мы хвастаемся лайками и перепостами. Кажется, мы сбились с пути истинных джедаев и поддались главному греху «Звездных войн» — гордыне. И фильм Райана Джонсона призывает нас анализировать происходящее, видеть темы «Последних джедаев» (ошибки, разочарования, мудрость, искупление, любовь), а не рассуждать, с какой скоростью корабль Сопротивления уходит от Первого ордена, проявляя свои знания физики и математики. Гораздо важнее увидеть, что в тени героев вроде По Дамерона всегда найдется девочка-технарь вроде Роуз, которая нащупает истину, а главная героиня сумеет не только разглядеть светлое в монстре, но и побороть монстра в себе самой.


Когда-нибудь в Голливуде появится новое кино. Но сначала должен появиться новый зритель, способный не только выносить собственную оценку в баллах, но и пытаться понять и осознать увиденное. Разглядеть человека в легенде.


В принципе это не так уж и сложно.



Источник
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.