Прокат рассудит: Как «Движение вверх» вырвалось в космос

Прокат рассудит: Как «Движение вверх» вырвалось в космос

«Движение вверх»


По итогам третьего уик-энда спортивная драма «Движение вверх» собрала более 1,82 млрд рублей, став самым кассовым российским фильмом в истории современного отечественного кинопроката и побив рекорд семейного фэнтези студий YBW и Disney «Последний богатырь», заработавшего 1,65 млрд рублей. Картина продолжает удивлять: в свой третий уик-энд фильм собрал, по данным ЕАИС, 363,4 млн рублей, превзойдя достижение «Аватара» (292 млн рублей). На момент написания статьи «Движение вверх» забралось на 48-ю строчку в рейтинге 250 лучших фильмов по версии пользователей с рейтингом 8,45 балла при 23 тысячах оценок.


КиноПоиск рассказывает историю успеха отечественной баскетбольной драмы, которой, скорее всего, уже на этой неделе покорятся новые вершины. «Движение вверх» вполне может первой из отечественных лент одолеть планку в 2 млрд рублей сборов, войти в тройку самых кассовых фильмов в российском прокате и даже занять вторую строчку. Недостижимой будет лишь касса «Аватара» — 3,5 млрд рублей.

По стопам «Легенды № 17»

В 2013 году на российские экраны вышел фильм студии «ТРИТЭ» «Легенда № 17» с Данилой Козловским в роли Валерия Харламова и Олегом Меньшиковым в роли тренера Анатолия Тарасова. Картина продюсеров Леонида Верещагина, Никиты Михалкова и Антона Златопольского собрала почти 923 млн рублей в России и СНГ (886 млн рублей в России), вошла в десятку самых кассовых фильмов года, получила восторженные отзывы критиков и зрителей. Биографическая драма также попала в топ-250 лучших фильмов по версии пользователей КиноПоиска, что до нее удалось сделать только «Брату» и «Брату 2». Фильму Николая Лебедева по сценарию Николая Куликова и Михаила Местецкого удалось рассказать крепкую историю о преодолевающем свои слабости герое, сыграть на ностальгии по победам советского спорта и облечь патриотизм в удобную и понятную форму.


«Движение вверх»


Студия «ТРИТЭ» обратила свой взор на другие выдающиеся победы отечественных спортсменов. Так были найдены мемуары Сергея Белова «Движение вверх», которые участник легендарной баскетбольной сборной 1972 года написал в соавторстве с Александром Коноваловым. Продюсер Леонид Верещагин обратился к автору «Легенды № 17» Николаю Куликову с предложением написать сценарий, а к режиссеру фильма-катастрофы «Метро», вышедшего в том же, 2013-м, Антону Мегердичеву — с предложением поставить картину. Через год, в 2014-м, была готова первая версия сценария, а режиссер уселся за просмотр того самого матча 1972 года, исход которого решили три секунды. Версий сценария в итоге было, по официальным данным, 22, а матч Мегердичеву пришлось посмотреть около 500 раз.


К проекту подключились сопродюсеры в лице Антона Златопольского и холдинга ВГТРК, прокатчик тоже был определен сразу же. «Централ Партнершип» традиционно занимается прокатом фильмов студии «ТРИТЭ». В качестве исторических и спортивных консультантов к проекту привлекли одного из участников матча, Ивана Едешко, а также сына Сергея Белова, Александра. Сам Сергей Белов ушел из жизни в октябре 2013 года в возрасте 69 лет, не успев принять участие в работе над фильмом лично. Однако его сын, тоже баскетболист, отвечал за хореографию всех спортивных сцен. Дважды — в 2015 и 2016 годах — фильм был поддержан Фондом кино. В 2015-м «ТРИТЭ» заявляла, что общий бюджет картины составит 450 млн рублей.




«Движение вверх»


«Движение вверх» — продюсерский проект, а Леониду Верещагину даже приписывают своеобразный продюсерский почерк, улавливая сходство в трейлерах «Движения вверх» и «Легенды № 17». Хотя сами фильмы не очень похожи: если в «Легенде» есть один центральный герой, да еще и всенародно известный хоккеист, то в «Движении вверх» сюжет строится вокруг тренера (Владимир Машков) и команды пестрых, конфликтующих между собой персонажей, которые вынуждены действовать сообща ради высокой цели. Однако оба фильма объединяют крепкая драматургия, зрелищность спортивных сцен, детально воссозданная эпоха (и даже основной год действия — 1972-й) и напряженный матч в финале.


«Безусловно, это продюсерское кино. Идея принадлежит продюсеру, организация — тоже, — подтверждает режиссер Антон Мегердичев. — Но я режиссер, который пытался внести в фильм свое сокровенное, вывести его — как для себя, так и для продюсера — на новый творческий и технологический уровни». Мегердичев рассказывает, что какие-то решения, например в части кастинга, ему не удалось отстоять перед продюсерами, однако итоговым актерским составом он очень доволен и готов признать, что в чем-то ошибался. Все решения — от кастинга до финального монтажа — были в исключительной власти продюсеров.




На съемках фильма «Движение вверх»


«Это соавторство, творческий процесс. Не всегда приятный — не буду вас обманывать, — говорит режиссер. — Картина была минимум минут на 35 длиннее, чем та версия, которую сейчас смотрит зритель. Многое, что ушло, — абсолютно правильное решение, это моя искренняя точка зрения. Конечно, мне, режиссеру, за многое обидно, но и продюсерам, думаю, за что-то обидно. Но мы находимся в жестких условиях коммерческого кино. Проводились фокус-группы, продюсер на них опирался. Финальный мастеринг был полностью продюсерский, в том числе в нем участвовали и Антон Златопольский, и Никита Михалков, а главным в этом вопросе, конечно, был Верещагин. Наименьшей коррекции относительно режиссерского варианта подвергся мюнхенский матч. Там были убраны какие-то эпизоды, но он наиболее близок к задуманному мной».

Получится игра — получится фильм

Антон Мегердичев рассказывает, что, прочитав первую версию сценария, не задумывался о сборах, но сразу же понял, что у истории с победой в Мюнхене большой зрительский потенциал. «Кассовые сборы зависят не только от качества самой ленты, — считает режиссер. — Есть еще много факторов, причем не только рекламы и продвижения, а настроений в обществе, погоды — да чего хотите. Без ложной скромности скажу: когда я посмотрел матч, то почувствовал, что у меня получится сделать так, чтобы у людей перехватило дыхание. Я понимал, что такого рода события настолько захватывают, бьют по основополагающим человеческим эмоциям, что эта история рассчитана на широкую публику. Я подумал тогда, что, если мне удастся процентов на 30—40 реализовать то, что у меня в голове, это будет бомба. Конечно, я тогда не думал о сборах. Но я знал, что это будет ярко. Неярко я бы не мог это сделать».




«Движение вверх»


Сценарием Мегердичев и Куликов занимались на протяжении года. «Драфтов сценария было даже не 22 — гораздо больше, — уточняет режиссер. — У меня до сих пор в ноутбуке сотни черновых версий. Наверное, это самая долгая и мучительно трудоемкая работа над сценарием, которой я занимался в жизни. Первый драфт был очень хорошо скроен, но финальный матч там был прописан достаточно ретроспективно, без коллизий, как сама идея шоу. Продюсеры поставили мне задачу драматически переработать именно финальную игру в Мюнхене. Было понятно, что, если получится игра, то получится фильм. Тогда мы начали в соавторстве с Николаем Куликовым переводить спортивное состязание на язык кинематографии под редактурой продюсера».


«Движение вверх»


«Я старался опираться на свой опыт, — признается режиссер, сам в прошлом мастер спорта по фехтованию. — Спортивная победа — некий катарсис. За этот катарсис победы спортсмен готов отдать все, независимо от того, заработал он или нет на этом. Он ничего ради этого не жалеет. Мне хотелось прежде всего донести до зрителя, почему люди посвящают жизнь без остатка занятиям спортом. Именно большим спортом, который не приносит ни здоровья, ни больших денег (если это только не какой-то деньгоемкий вид спорта). Они занимаются им ради этого момента достижения, перехода на другой уровень. Я хотел, чтобы зритель, сидя в кинотеатре, почувствовал себя на этом баскетбольном корте и понял спортсмена. Это была моя задача».

Основано на реальных событиях

Если часть участников реальных событий, ставших основой для сюжета «Движения вверх», охотно сотрудничали с продюсерами, встречались с актерами и с одобрением отозвались об итоговой версии картины (как, например, тот же Едешко, а также его коллеги по сборной Алжан Жармухамедов и Модестас Паулаускас), то другие (в частности, вдова Александра Белова Александра Овчинникова и вдова тренера сборной 1972 года Владимира Кондрашина Евгения Кондрашина) категорически не приняли сценарий «Движения вверх». Например, Овчинникову возмутило, что болезнь, которая проявилась у Белова позже описываемых в фильме событий, авторы сценария включили в сюжет, показав спортсмена смертельно больным уже во время Олимпиады в Мюнхене.




«Движение вверх»


«Эта ситуация влияла на меня и психологически, и буквально физически. В свой единственный выходной во время съемок я садился в „Сапсан“, ехал в Питер [на встречу с родственниками Кондрашина и Белова]. Таких поездок было две, после них у меня было ощущение договоренности и взаимопонимания. А потом история вышла из-под моего ведения, и я мало знаю о процессах, которые происходили дальше», — говорит режиссер Антон Мегердичев.


Продюсерам пришлось пойти на уступки. Так, часть сцен с участием тренера в исполнении Владимира Машкова пришлось убрать, а фамилию заменить на Гаранжина. В частности, из сценария, по словам Кондрашиной, убрали эпизод, в котором тренер спекулирует валютой, чтобы собрать деньги на лечение сына-колясочника. Однако фильм Кондрашина и Овчинникова все равно категорически не принимают.




«Движение вверх»


«Это непонимание жанра. Мы не можем делать блокбастер документальным. Мы не можем воссоздавать реальные события с точностью до миллиметра, как не можем показывать людей вымазанными одной положительной краской — образы будут мертвыми. Я знаю одно: если бы фильм получился правдивым до мелочей, но серым, это было бы хуже для памяти этих уважаемых людей. А сейчас каждый может сам узнать про них и про описанные события что угодно, и зрителям будет интересно про них читать», — объясняет позицию создателей Антон Мегердичев.


Досталось создателям и за то, как в фильме показан баскетбол. В начале 1970-х манера игры значительно отличалась от современной, баскетбол был не таким зрелищным, более интеллигентным. Однако перед режиссером стояла задача заинтересовать не самым популярным видом спорта и заставить самую широкую кинотеатральную аудиторию сопереживать игрокам, и не в 1972-м, а в 2017-м. Поэтому в «Движении вверх» забивают сверху, вводят мяч по-другому и вообще играют в современный, жесткий и зрелищный спорт. А сама игра снята с помощью самых современных технологий — шестью камерами, одна из которых буквально летала над игроками. Весь матч был разбит на короткие, яркие эпизоды, для каждого выбран наиболее выгодный ракурс, а оператор Игорь Гринякин часть матча снял, перемещаясь с камерой на роликовых коньках в самой гуще игры. Документальная точность вновь была принесена в жертву эмоциональной правде, и, судя по реакции большей части аудитории, авторы фильма не прогадали.




«Движение вверх»


Продюсера Дмитрия Рудовского, большого фаната баскетбола, подобные претензии к картине удивляют: «Я действительно хорошо знаю этот вид спорта, я насмотрен и видел много матчей, и меня поразило то, как показан баскетбол в „Движении вверх“. Мне смешно читать критические комментарии, а всем критикам хочется ответить словами тренера „Локомотива“ Юрия Семина, которые он сказал после гола игрока из офсайда: „Счет на табло“. Сборы фильма говорят сами за себя».

«Новогодняя битва»: Выигрыш до старта?

Кинопрокатная компания «Централ Партнершип» впервые заявила о предполагаемой дате релиза в марте 2015 года. Тогда ленту планировалось выпустить в октябре 2016-го. Однако в начале 2016-го стало ясно, что осенью фильм еще не будет готов. В январе 2017-го ЦПШ объявила финальную дату релиза — 28 декабря 2017 года — и больше не меняла ее. Других крупных релизов на этой дате не было, но в кинотеатрах продолжали идти «Джуманджи: Зов джунглей», «Елки новые» и восьмые «Звездные войны».




«Движение вверх»


«Никто не может заставить фильмы уйти с даты, — уверен продюсер Дмитрий Рудовский. — Не могу говорить за других, но у нашей компании Art Pictures было три готовых релиза, которые мы могли бы выпустить на новогодние праздники, однако мы не стали этого делать. Пример „Величайшего шоумена“ и его невыдающийся результат показывают, что конкуренции с таким тяжеловесом, как „Движение вверх“, даже голливудская картина не выдержала».


У «Централ Партнершип» уже был опыт выпуска крупного российского проекта в новогодние каникулы. «Викинг» вышел на экраны 29 декабря 2016 года и заработал по итогам проката 1,5 млрд рублей. Однако «Движение вверх» стало самым кассовым релизом компании (без учета пакета фильмов Paramount).


«Когда выпускается кино на Новый год, всегда происходит, с одной стороны, работа над ошибками, с другой стороны, продумывается заново вся концепция проката и продвижения картины, — рассказывает Вадим Верещагин, директор по прокату компании «Централ Партнершип». — Связано это с тем, что, во-первых, новогодние праздники каждый год у нас разной длины, и 1 января выпадает на разные дни недели. Приходится учитывать эти факторы при работе с фильмом. Работа над ошибками была в нашем случае связана с тем, что быстрее шло создание новой концепции продвижения. Все-таки фильмы разные и рассчитаны на разную аудиторию. Если „Викинг“ был более молодежно ориентированным, то в данном случае мы понимали, что наша основная аудитория — люди старше 35 лет и семейная аудитория. А с молодежью приходилось отдельно работать, и она для нас была скорее вторичной аудиторией, но именно той, на которой надо сделать акцент в продвижении».




На премьере фильма «Движение вверх»


Верещагин рассказывает, что, изучив предыдущий опыт работы с фильмами подобных жанров, в компании поняли, что основная аудитория такого кино не сразу приходит в кинотеатры. «Ей требуется определенное время для принятия решения. Что касается продвижения, эта аудитория в большей степени потребляет телерекламу, наружную рекламу и публикации в традиционных медиа, чем интернет-рекламу и социальные сети. Мы продвигали наш фильм на широкую аудиторию, но делили ее по сегментам. Первый канал, ВГТРК работали в первую очередь на старшую и семейную аудиторию, а на молодежь мы работали на таких каналах, как ТНТ, „Пятница“, в интернете и соцсетях», — уточняет Верещагин.


Одним из ключевых факторов успеха «Последнего богатыря», успевшего побыть чуть больше месяца на первой строчке в топе самых кассовых российских картин, аналитики называли обширный трейлеринг. Ролик семейной сказки Disney стоял в кинотеатрах перед сеансами практически всех крупных релизов, обеспечив трейлеру более 37 млн контактов с потенциальной аудиторией кинотеатров. У «Движения вверх» трейлеринг был не меньших масштабов, утверждает Верещагин.


«Фильмы, на которых стоял ролик „Богатыря“ — на них же стоял и трейлер „Движения вверх“. Наши отношения с партнерами и кинотеатрами позволяли нам договариваться о размещении нашего трейлера перед теми проектами, которые нам были важны. Причем рекламу в кинотеатрах мы стали давать заранее. Первые ролики появились на экранах уже в апреле, перед релизом „Форсажа 8“. Дальше они набирали обороты — трейлер стоял перед всеми летними блокбастерами, включая наши „Трансформеры“. Осенью он снова стоял перед всеми блокбастерами, включая того же „Последнего богатыря“», — рассказывает он.


Прокатчик также выпускал специализированные ролики, посвященные покупке попкорна и подарочных сертификатов, приурочивая эти акции к новогодним праздникам и доводя присутствие на экранах до максимального непосредственно в последние недели перед релизом. «Наши исследования показывают, что аудитория в 2017 году стала более спонтанной в своем выборе фильмов, чем это было, скажем, в 2015—2016 годах, — объясняет Верещагин. — Решение о походе на определенную картину сейчас принимается в более короткие сроки, чем раньше. Сильно заряжать рекламную кампанию заранее не имеет такого смысла, как это было два года назад. Нужно сконцентрироваться на периоде трех недель до релиза, когда идет основная работа на поднятие осведомленности и интереса аудитории».

От слабого первого уик-энда к пулемету рекордов

В первый, предновогодний уик-энд, с 28 по 31 декабря 2017 года, «Движение вверх» собрало чуть больше 108 млн рублей, разочаровав тех, кто ждал от картины быстрого старта. «Викинг» год назад стартовал почти с 237 млн рублей, увеличив сборы во второй уик-энд до 374 миллионов. Вадим Верещагин видит причину в конкурентном окружении. До Нового года, напоминает он, широко были представлены фильмы, направленные на молодежную и семейную аудиторию — и «Джуманджи», и «Три богатыря», и «Елки новые». «Так как конкуренты были нацелены на молодежь и семьи, а старшее поколение ввиду своей инертности и подготовки к Новому году еще не дошло до кинотеатров, они и заработали большую кассу, чем мы, — считает Верещагин. — Зато с первого числа — причем наша рекламная кампания с точки зрения распределения бюджета это учитывала и была направлена на праздничные дни, а не на первый уик-энд — люди уже пошли в кино».




«Движение вверх»


Если взглянуть на прошлогодние результаты «Викинга», легко заметить, что после 4 января сборы картины пошли вниз, уже к 8 января достигнув отметки в 60 миллионов сборов в день. «Движение вверх» показывало совершенно другую динамику: каждый день картина стабильно собирала около 150 млн рублей, а в уик-энд первой рабочей недели заработала рекордные 363 млн рублей.


«Не стоит забывать, что в прошлом году 5 января вышел фильм „Кредо убийцы“, который был действительно огромным по потенциалу, — напоминает Вадим Верещагин. — В этом году нам повезло, и такого фильма не было. Вышел только „Величайший шоумен“ — и прошел неудачно, хотя с точки зрения своего жанра он собрал, наверное, достаточно хорошую кассу. То есть не было предпосылок для падения с точки зрения конкурентов, и в то же время у картины был потрясающий сарафан, равного которому на моей памяти не было».


У картины действительно отличные отзывы — и со стороны критиков, и со стороны зрителей. Последние нередко сообщают в социальных сетях, что сходили на фильм уже не один раз. «Сильный, честный фильм», «До слез», «Наши научились снимать достойное кино» — такие отзывы чаще всего встречаются в Twitter и Instagram. Одна из немногих негативных рецензий на фильм — от Александра Кондукова из GQ — в качестве упрека фильму ставит несоответствие сюжета историческим событиям, а экранного баскетбола — реальному. Редкие претензии к фильму, которые можно увидеть от зрителей в соцсетях, — наивный пафос диалогов и все те же несостыковки с реальными биографиями спортсменов.

Национальный культурный код и современный киноязык

Продюсер Дмитрий Рудовский считает, что картина могла заработать и больше во второй уик-энд, не сократи — пусть и незначительно, на 15% — кинотеатры количество сеансов из-за новых релизов. «Я действительно считаю, что кинотеатры поступили неправильно, сократив сеансы картине, которая работает и не только не падает, а растет, — комментирует Рудовский. — Букинг — это тоже искусство. К росписи нельзя подходить формально. Мы все прекрасно знаем, что, хоть и есть договоры, меморандумы, но фильму, который не собирает кассу, кинотеатры сокращают сеансы, не оглядываясь ни на какие договоры».




«Движение вверх»


По итогам третьего уик-энда «Движение вверх» сместило с первой строчки рейтинга самых кассовых российских лент «Последнего богатыря». Ранее первое место в течение четырех лет удерживала военная драма «Сталинград» Федора Бондарчука. «Все три фильма — и „Последний богатырь“, и „Движение вверх“, и наш „Сталинград“ — сделаны ярким, современным, зрелищным киноязыком, а наш зритель уже привык к качественному кино. К тому же все они имеют в основе национальный культурный код: „Последний богатырь“ использует русские сказки, в „Сталинграде“ рассказана история Великой Отечественной войны, а „Движение вверх“ вспоминает легендарную победу советского спорта. Есть еще и технические факторы успеха: фильм с рейтингом 6+ — это действительно фильм для широкой аудитории, а значит, его удобно расписывать, нет ограничения по сеансам», — говорит Рудовский. Продюсер считает, что «Движение вверх» вполне может преодолеть планку в 2 млрд рублей.




«Движение вверх»


Антон Мегердичев признает, что в картине можно найти недостатки, но финальная часть успешно их искупает. «От своих друзей и близких я слышу в основном такую реакцию: удалось сделать этот момент катарсиса в финале, — говорит режиссер. — Несмотря на то, что все, идя на картину, знают, что сборная СССР победит, в какой-то момент получается заставить зрителя усомниться в этом. Тем более яркой предстает сама победа. Это перевертыш, которым я горжусь. Когда происходит победа, зритель многое прощает картине. Если бы такого яркого конца не было, может быть, и картина бы не сложилась».



Источник
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.