«Цель кино о спорте — вдохновить»: Любимые фильмы спортивных комментаторов

«Цель кино о спорте — вдохновить»: Любимые фильмы спортивных комментаторов

Постер к фильму «Тоня против всех»


К выходу на российские экраны черной спортивной комедии Крэйга Гиллеспи «Тоня против всех» об эксцентричной американской фигуристке Тоне Хардинг, роль которой исполнила Марго Робби, КиноПоиск решил узнать, как воспринимают байопики о спортсменах профессионалы — спортивные комментаторы и эксперты.

«Болельщикам свойственен снобизм»

Дмитрий Федоров, хоккейный комментатор «Матч ТВ» и КХЛ ТВ


Дмитрий Федоров, хоккейный комментатор «Матч ТВ» и КХЛ ТВ


Фильмы: «Каждое воскресенье», «Проклятый „Юнайтед“»


— Классный фильм о спорте снять адски сложно. Сюжеты лучших матчей могут показаться зрителю сказочными и неправдоподобными, а ежедневная работа атлетов —
рутинной и лишенной драматизма. Актеры не могут сымитировать то, что делают профессиональные спортсмены. Болельщикам свойственен снобизм, поэтому они замечают малейшее несоответствие, ошибки в деталях и запускают в сети критические отзывы. В общем, спортивная среда со скепсисом реагирует на спортивные картины, что очевидно после выхода «Легенды № 17» и «Движения вверх».


Сценаристы и режиссеры недооценивают роль консультантов. Иногда мне кажется, что создатели спортивных фильмов считают болельщиков недалекими простецами, которые клюнут на любую халтуру. В последнее время к фильмам на спортивные темы пробудился серьезный интерес и у общества, и у кинематографистов. Объясняю это модой на истории, основанные на реальных событиях. Сюжеты исчерпаны. Столько ремейков, сиквелов и приквелов снято — надоело. А сюжеты из спорта — что-то новенькое. К тому же спорт — это потенциально хороший видеоряд: брутальность, мускулы, страсть, эмоции, внешняя привлекательность молодых героев. Прежде всего для женского пола. Ведь мужчину в кинотеатр тащит женщина, как говорил Альфред Хичкок.




«Проклятый „Юнайтед“»


Мне нравятся фильмы о тренерах. «Каждое воскресенье» с Аль Пачино и «Проклятый „Юнайтед“» обладателя «Оскара» Тома Хупера. Невозможно придраться к атмосфере. Обсуждал со своими друзьями-футболистами и тренерами — они говорят, что все жизненно. Эти фильмы о невероятном одиночестве человека, который проигрывает. И еще о том, что спорт нас воспитывает. Не пафосно и дидактически, как в правильных книжках. Воспитывает жестко. Спорту плевать на статус и былые успехи. Спорт правдив, как ребенок на исповеди.


И раз уж правда превыше всего, то отмечу, что отечественные «Чемпионы» и «Игра» — это даже хуже, чем плохо. В них ужасно все — от названия, сценария и вплоть до грима. Подобные псевдопатриотические фильмы дискредитируют не только спорт, но и саму идею боления и переживания за своих соотечественников.


Напоследок расскажу невероятную историю, как кино повлияло на развитие регби-13 в СССР. Основатель ВДВ легендарный генерал Василий Маргелов посмотрел фильм «Такова спортивная жизнь». И он посчитал, что такой жесткий вид спорта подойдет для закалки и общефизической подготовки в его войсках. Регби-13 стало культивироваться десантниками и прижилось в стране. Но после распада СССР и кризиса в армии регбийные традиции были утрачены.

«Тренер ЦСКА показывал хоккеистам речь Аль Пачино»

Наталья Кларк, хоккейный комментатор, ведущая «Матч ТВ» и КХЛ ТВ




Наталья Кларк, хоккейный комментатор, ведущая «Матч ТВ» и КХЛ ТВ


Фильмы: «Тайна Аляски», «Каждое воскресенье», «Малышка на миллион»


— Очень люблю фильмы о спорте. Стараюсь смотреть все новинки. Очень нравится «Тайна Аляски» с Расселом Кроу. Впечатляющий фильм — в нем человеческие истории рассказывают через спорт. Такие картины помогают людям справляться с трудностями, помогают добиваться своих целей.


Богатые традиции спортивного кино сложились на Западе. Радует, что сейчас мы тоже взялись за эту нишу. Может быть, через такие фильмы как раз и привьется любовь к спорту. «Легенду № 17» с удовольствием смотрели даже далекие от спорта люди. Среди моих знакомых есть те, кто даже не знал, кто такой Валерий Харламов. И благодаря фильму они об этом великом хоккеисте узнали. Потому что это красивая, правильно поданная картина с сильной человеческой линией. Да, у спортивного сообщества к ней возникали вопросы: были исторические ляпы, перевернутые события. Но я, честно говоря, на стороне тех, кто положительно оценил фильм.


Снимающим кино про спорт важно не зацикливаться на спорте, важно цепляться за характеры, всегда правильно показывать людей. Та же «Легенда № 17» угадала с актерами. Анатолия Тарасова сыграть сложно, и Олег Меньшиков не обладает внешней схожестью, но он смог передать всю харизму.




«Тайна Аляски»


Мне кажется, спортивное кино подчиняется тем же законам, что и все остальные фильмы. Тяжело снимать картины что про войну, что про спорт, но для любого режиссера невыполнимых задач нет. При этом нельзя сказать однозначно, про какие виды спорта легче рассказывать — про командные или про индивидуальные. Если мы говорим про команды, на первый план выходят устройство коллектива, химия. Если про индивидуальный вид спорта — личная драма.


К примеру, в одном из моих любимых фильмов — «Каждое воскресенье» — нам показывают, насколько сложно устроена команда и кто стоит во главе. Тренерскую установку из ключевой сцены в фильме сейчас даже реальные тренеры используют. Дмитрий Квартальнов из ЦСКА показывал речь Аль Пачино своим подопечным в плей-офф, и его команда вышла в итоге в финал. Американские режиссеры и сценаристы по-хорошему перебарщивают, давят на психологию. Они настолько работают на эмоции, что даже на профессиональную команду подействовало.





Если говорить про индивидуальные виды спорта, то, конечно, трогает «Малышка на миллион». Я не сентиментальный человек, но здесь я плакала. Главная героиня прошла длинный путь и столкнулась с тяжелым испытанием. Нам показали, что в спорте никто не защищен и что у жизни свои рисунки судьбы.

«Кино о спорте переплетается с политикой»

Олег Мосалев, хоккейный комментатор «Матч ТВ» и КХЛ ТВ




Олег Мосалев, хоккейный комментатор «Матч ТВ» и КХЛ ТВ


Фильмы: «Рокки», «Изо всех сил»


— К фильмам о спорте всегда положительно отношусь, их всегда интересно смотреть, но из общей массы их не выделяю. Лучший фильм о спорте? «Рокки» — история преодоления и героизма. Еще могу отметить «Изо всех сил» про армрестлинг, но цепляет он не спортивной составляющей, а отношениями персонажа Сильвестра Сталлоне с сыном. Спортивное кино — это на самом деле не отдельный жанр, а такая же драма или комедия. Спорт — лишь обстановка, в которую помещают героев, рефрен, на фоне которого развиваются отношения и характеры.




«Рокки»


За счет подачи истории и игры актеров работает любой фильм. Наши «Легенда № 17» и «Движение вверх» доставили много позитивных эмоций. «Движение вверх» — один из лучших российских фильмов. В нем и реальная история, и эмоции, и жизненные темы. В «Легенде № 17» те же сильные стороны, но там очень много было придумано. Мы пытались показать Запад с не лучшей стороны, и получилось немного забавно. Спорт и кино отражают реальность, общественную картину. Поэтому спорт всегда был политикой. Следственно, кино о спорте с политикой тоже переплетается. К этому нельзя относиться хорошо или плохо, это данность и это нужно принять.


Влияет ли кино на популяризацию спорта? Сомневаюсь. Будем реалистами: едва ли люди пойдут записываться в спортивные секции, посмотрев фильмы.

«„Движение вверх“ много заимствует у „Чуда на льду“»

Дарья Миронова, обозреватель и ведущая КХЛ ТВ




Дарья Миронова, обозреватель и ведущая КХЛ ТВ


Фильмы: «Чудо на льду», «Боец», «Нокдаун»


— Для меня кино — особая тема, потому что я работала на кинопродакшене в Америке. Была задействована на съемках, помогала продюсеру, работала на кастинге разных фильмов — в общем, была частью технического юнита. Из последних съемок, в которых поучаствовала, могу назвать «Защитника» с Джейсоном Стэйтемом и «Человека-паука». Кино очень люблю, а спортивное кино люблю по-особенному.


Цель любого спортивного кино — вдохновить. Должна быть мотивационная точка в каждом фильме, чтобы человек из зала выходил окрыленный. Для меня такой окрыляющий фильм — «Чудо на льду». Я поклонница тренерского таланта Херба Брукса и пересмотрела о нем все документальные фильмы, перечитала биографии. Брукс был философом, отличным мотиватором и никогда ничего не делал просто так. И в «Чуде на льду» это смогли передать.





В фильме отлично подобраны актеры, раскрывается вся сложная история. К слову, первые 10 минут «Движения вверх» много заимствуют у «Чуда на льду». Я, когда смотрела, немного поворчала, но потом втянулась в фильм и просто получала удовольствие. Еще очень люблю «Каждое воскресенье», где тоже яркая тренерская фигура.


Фильмы, в том числе спортивные, стараюсь смотреть в оригинале, потому что дубляж порой искажает. Иногда смотрю кино и ловлю себя на мысли, что не согласна с переводом. Тут многое зависит от локализации, потому что есть специфичный сленг. Если его не понимать, то правильно не перевести. Хочется, чтобы в таких случаях всегда консультировались с профессионалами.


Разные виды спорта воспринимаются на экране по-разному. Мне кажется, здесь так же, как в настоящем спорте. В команде роли распределены, и ответственность между ними распространяется. Есть шанс почистить какие-то шероховатости. В фильме про индивидуальные виды спорта все на себе тащит один актер, ему в случае чего и все косяки достаются. Ему важно зацепить зрителя человеческой историей, как это удалось в фильмах «Боец» и «Нокдаун».

«В „Движении вверх“ есть что-то супергеройское»

Дмитрий Матеранский, баскетбольный комментатор телеканала «Матч ТВ»




Дмитрий Матеранский, баскетбольный комментатор телеканала «Матч ТВ»


Фильмы: «Тренер Картер», «Его игра», «Белые люди не умеют прыгать», «Джерри Магуайер», сериал «Футболисты»


— Реалистичность в спортивном кино — это не главное. Это прежде всего выбор того или иного автора. Считаю, что в кино есть место для свободы творчества. Сейчас среди экспертов есть сомнительный тренд, когда, вопреки всеобщему мнению, они говорят: «Я не удовлетворен, мне не понравилось, как вы это не видите и не понимаете». В своей ленте в Facebook часто на такое натыкаюсь. По недавнему «Движению вверх» читал претензии по временным несоответствиям, выдуманным историям про премии, про болезнь, но главное, чтобы фильм с уважением относился к самому спорту. Никаких запрещенных приемов нет.


«Движение вверх» очень уважительно относится к спорту. Да, там есть моменты, которые заставляют улыбнуться. Когда баскетболист летает, будто Дэвид Копперфильд на веревочках. Когда игрок заносит сверху из-под ноги — это перебор, лишний момент. Но меня это устраивает, это язык кино, который не портит впечатления от фильма. И не припомню отрицательных отзывов от тренеров или игроков. В этом даже есть что-то супергеройское, комиксовое. «Движение вверх» — это исторический фильм для российского баскетбола, потому что в России спорт — не самый популярный среди зрителей сюжет. Возможно, теперь это изменится.




«Движение вверх»


Для людей важно гордиться своими спортсменами, своей родиной, тем более в нынешнем контексте вокруг Олимпиады. Вполне возможно, что наши спортсмены одержат победы, и было бы правильно использовать такой сюжет для кино.


В моем списке must see — «Тренер Картер», «Его игра» Спайка Ли со звездой НБА Рэем Алленом в главной роли, культовый фильм «Белые люди не умеют прыгать», который шикарен от начала до конца как для баскетболистов, так и для тех, кто спортом не увлекается. Еще люблю комедии Уилла Феррелла «Полупрофессионал», «Рикки Бобби: Король дороги» и «Лезвия славы».


Вообще из-за нехватки времени редко смотрю кино, сейчас больше времени уделяю сериалам. Люблю «Футболистов». Я достаточно погружен в среду и понимаю, насколько близко к реальности то, что там показывают: все эти сделки, процессы в межсезонье, вечеринки на яхте. Из той же оперы могу посоветовать «Джерри Магуайера» про работу агента — отличная жизненная, человеческая история.

«„Бегство к победе“ — лучший худший спортивный фильм»

Иван Калашников, футбольный обозреватель, редактор международных проектов Sports.ru




Иван Калашников, футбольный обозреватель, редактор международных проектов Sports.ru


Фильмы: «Огненные колесницы», «Бешеный бык», «Команда из штата Индиана», «Человек, который изменил все» и вне конкурса «Бегство к победе»


— К сожалению, хороших фильмов о спорте совсем немного, но на то есть свои причины. Спортивное сообщество довольно герметично, оно переживает свои события за закрытыми дверями и волнуется, когда туда лезет кто-то со стороны. И особенно когда снимает спорт «нереалистично». Индустрия кино, в свою очередь, понимает, что люди, не интересующиеся спортом, вряд ли пойдут смотреть даже прекрасно сделанный фильм о футболе или фигурном катании. Это взаимное недоверие и мешает массовому производству спортивного кино, по крайней мере художественного. С документальным спортивным кино все намного проще: там аутентичная картинка и реальные герои, остается только выбрать наиболее драматичный сюжет или по-новому осветить какое-то уже известное событие.




«Огненные колесницы»


Тем не менее художественное кино про спорт совершенно точно не должно поминутно повторять реальность. В жизни спортсменов вне тренировок и соревнований не так уж много примечательного. Рассказывать на экране нужно именно об этом: придумывать личные драмы, воссоздавать исторический контекст, цепляться за мелкие детали, которые могли никак не повлиять на спортивный результат, зато на экране превращают зацикленного на своей цели человека-спортсмена просто в человека. Идеальный пример — фильм «Огненные колесницы» про двух бегунов в сборной Великобритании, которые едут на Олимпиаду-1924 с очень разными целями: один борется с антисемитизмом, другой бежит во имя Иисуса. Реальная история здесь дополнена вымышленными подробностями ровно настолько, чтобы получилось классное кино.


Еще несколько фильмов на основе реальных спортивных событий, которые стали хитами просто потому, что их снимали лучшие люди киноиндустрии: «Бешеный бык» Мартина Скорсезе с Робертом Де Ниро в роли боксера-психопата, «Команда из штата Индиана» про школьников-баскетболистов с Джином Хэкменом в роли тренера, «Человек, который изменил все» с Брэдом Питтом в роли менеджера бейсбольного клуба, перевернувшего игру с помощью нового подхода к подбору игроков. Понимающие люди оценят погружение в тему, а остальные могут пропустить мимо ушей подробности, но суть все равно будет понятна, потому что создатели не фальшивят в деталях, на которые болельщики обращают внимание. Вдобавок «Человек, который изменил все» превращает в героев не только спортсменов, но и всяких администраторов-помощников. Например, там есть сцена, где Брэд Питт обсуждает со скаутами «on-base percentage» — это термин для бейсбол-гиков, они будут довольны, что о таком говорят в фильме. При этом общий смысл сцены понятен вообще всем: статистика побеждает старый принцип отбора игроков.





Отдельная номинация — лучший худший спортивный фильм в истории. Это «Бегство к победе», кино по мотивам легендарного «матча смерти» во время Второй мировой войны между фашистами и военнопленными. В фильме играют Майкл Кейн и Сильвестр Сталлоне, а также реальные звезды футбола Пеле и Бобби Мур. Все это выглядит в лучшем случае как импровизированный капустник под музыку Шостаковича, но харизма актеров и талант футболистов перевешивают беспомощный сценарий и остаются в памяти навсегда.



Источник
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.