«Михалков — русский Спилберг»: Иностранцы о наших лауреатах «Оскара»

«Михалков — русский Спилберг»: Иностранцы о наших лауреатах «Оскара»

Сергей Бодров, Йосеф Сидар, Штефан Рузовицки и Никита Михалков / Фото: Getty Images


Картина Андрея Звягинцева «Нелюбовь», которая в этом году была номинирована на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», к сожалению, осталась без награды. И все же на счету России и СССР не так уж мало премий Американской киноакадемии. КиноПоиск изучил, что думают и пишут о российских и советских фильмах-призерах «Оскара» современные зарубежные зрители.

1. «Война и мир» Сергея Бондарчука

Лауреат премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» (1968)


Зарубежный постер фильма «Война и мир»


Эпическое достижение, которое взорвет ваш мозг


«Конечно, продолжительность более семи часов несколько отпугивает, но только подумайте про первоисточник. Картина справедливо выиграла „Оскар“ за лучший зарубежный фильм, когда, наконец, вышла в США. Тот факт, что советский фильм смог урвать такую награду в разгар Холодной войны, только подтверждает его величие. В нем три антракта (Пангея всех эпиков), и каждая новая часть увлекает больше предыдущей. Зрелище взорвет вам мозг по-настоящему, так, как спецэффекты никогда не смогли бы. Увидеть во плоти Красную Армию (кажется, в полном составе), марш которой растянулся на многие километры... это изменит ваше представление о зрелищности. „Бен-Гур“, „Десять заповедей“ и все, что вас до этого восхищало — пустяки по сравнению с безжалостным великолепием бондарчуковского воссоздания войны 1812 года.»
10/10. Юзер saint#5027, январь 2001


Потрясающий эпик


«Помню, как смотрел этот фильм без перерыва в 70-х в Гринвич-Виллидж в Нью-Йорке. Это грандиозное произведение искусства. Фильм начался где-то в девять вечера и закончился в пять утра. На улице шел снег. Я чувствовал, будто мы все прожили войну с Наполеоном, видели, как растет Наташа (хронометраж такой длинный, что буквально видишь, как молодая актриса взрослеет на глазах), сталкивались с всевозможными проблемами и решали вопросы войны и мира.»
10/10. Юзер richard-larios, 27 февраля 2004 года


Жаль, что в цвете


«Шедевр — обязателен к просмотру, если вы читали роман. Жаль только, что фильм в цвете. Это не настоящий цвет. Выглядит больше, как документальный фильм.»
10/10. Юзер quasar-78, август 1999


Колоссально


«Осмелюсь сказать, фильм почти превосходит роман. Заслуги картины колоссальны. Операторская работа бросает вызов любому другому фильму, особенно в батальных сценах: отвергает живописную статику „Барри Линдона“ и простые решения более старых фильмов. Неистовство эпика Бондарчука в чем-то отражает эпичность „Царства небесного“ (2005!!!), когда камера на полной скорости летит по нескончаемому полю битвы, скользит по пушкам и дивизиям, налетает на столпотворение бегущих солдат и лошадей. Это фильм, рядом с которым фантастический „Доктор Живаго“ выглядит скромным аперитивом... „Война и мир“ Бондарчука достигает уровня книги и так успешно, что становится одним из величайших фильмов в истории. Это кинопоэзия и развлечение высшего порядка. Резюмируя, можно сказать банальную, но уместную здесь фразу: таких фильмов больше не делают.»
10/10. Юзер OttoVonB, 29 мая 2006 года


Эпический фильм в лучшей форме


«Чувство невероятное. Когда сцены происходят на улице, кажется, ты почти можешь почувствовать запахи, витающие в воздухе, холод, теплоту солнца. Великое кино, почти идеальное. Если вам нравятся такие режиссеры, как Эйзенштейн или Дэвид Лин, эта картина может стать вашей любимой. И обязательно пересмотрите через пару месяцев.»
10/10. Юзер D_vd_B, 3 мая 2007


Мрачно, ужасно


«Впечатление, которое оставляет роман Толстого — вечно, книга совершенно доступна для современного читателя. Но это произведение похоронено под завалами барочной мишуры и костюмов. Я просто не мог смотреть, как режиссер — сцена за сценой — уничтожает каждый драгоценный камень, до совершенства отполированный Толстым для читателей.»
2/10. Юзер michaelmross, 18 августа 2010


Заурядный балаган


«Как будто попугай декламирует Шекспира, только совсем не смешно.»
5/10. Юзер Пол Ромни, 4 июня 2007


Броско, но скучно


«Все очень ярко, броско, операторская работа в духе „поглядите-ка, можно вот так!“, которая перетягивает внимание на себя вместо того, чтобы служить для развития истории.»
4/10. Юзер pninson, 2 июля 2007


Впечатляюще, но в целом неудовлетворительно


«Наташа — психованная, легкомысленная пустышка. Пьер — неуклюжий клоун. Андрей... да кому до него вообще есть дело? Что-то все равно бы получилось, если бы нашли подходящих исполнителей, но, к сожалению, актеры, сыгравшие Наташу и Пьера, совершенно не попали в свои роли. Почему какой бы то ни было мужчина может потерять голову из-за этой Наташи — выше моего понимания. В ней нет ни внутренней, ни внешней красоты, как и большинство персонажей, она в итоге превращается в истеричную карикатуру.»
4/10. Юзер p-seed-889-18846923, июль 2015

2. «Дерсу Узала» Акиры Куросавы

Лауреат премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» (1976). Совместный советско-японский проект.




Зарубежный постер фильма «Дерсу Узала»


Дерсу! Капитан!


«Замечательный фильм. Он показывает природные красоты тайги и демонстрирует разницу между технологическим и природным. Это прекрасная история происходит в мире, который нам на Западе редко удается увидеть. Больше всего мне понравилась операторская работа — в фильме есть длинные, вдумчивые планы пейзажей, бескрайних степей, лесов, рек, гор. Мы уверены, что мы могущественные создания, потому что нам относительно успешно удавалось подчинить природу своим нуждам, но фильм показывает, что мы обманываем себя — природу нельзя контролировать или сопротивляться ей. По-настоящему сильные люди, как Дерсу, сосуществуют в гармонии с окружающей средой и многому учатся у дикой природы.»
10/10. Юзер hartj-1, 28 января 2005


Когда Йода был человеком...


«Во-первых, это один из лучших фильмов о природе, снятых на пленку. Во-вторых, в картине показан бодряще новый, без самолюбования, подход к теме космотеизма (отождествления Бога со вселенной). Образ Дерсу Узала и его развитие ошеломительны. Максим Мунзук блестяще справился с ролью.»


8/10. Юзер charlietuna, 5 июля 2001


Лучший фильм из всех, что я видел


«„Дерсу Узала“ — медленный, спокойный, красивый, но все же захватывающий. Куросава, который тогда был на пике формы, позволяет камере наслаждаться бескрайностью Сибири и в то же время дает зрителям внимательно рассмотреть персонажей. Интересная история, с грустным ироничным финалом (больше ничего не скажу!). Мне кажется, все должны посмотреть этот фильм, потому что все могут у него чему-то научиться.»
10/10. Юзер Anig-2, 22 декабря 2004

3. «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова

Лауреат премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» (1981)




Зарубежный постер фильма «Москва слезам не верит»


Советское «дамское» кино?


«Впервые я увидел этот фильм на Шри-Ланке в советском культурном центре. После просмотра я, чтобы быть вежливым, сказал сотруднику советского посольства: „Вы русские делаете французские фильмы лучше французов“. (Это хороший фильм, но европейский, где на первом месте не сюжет, а разговоры персонажей, как у Эрика Ромера.) Потом я простодушно спросил: „А Советский Союз такой и есть?“ Этот картина отражает советскую жизнь примерно так же, как „Полуночный ковбой“ — американскую. Он приобрел скандальную репутацию, потому что было официально показано, что жизнь женщины в Советском Союзе может быть не идеальна. Да ну? Тем не менее, музыка в начале восхитительна (Александра, Александра...), и фильм просто очень веселый, если вам любопытна советская жизнь. Но будут ли русские (или не только русские) смотреть этот фильм через сто лет?»
Юзер August1991, 4 октября 2003


Удивительно развлекает и трогает


«Это, наверное, первый русский фильм без трагического финала, который я видел.»
9/10. Юзер Vash2001, 29 сентября 2005


До чего же хороший фильм!


«Москва, которую мы видим на экране, не верит слезам, зато верит любви. Это не Москва политическая, хотя некоторые персонажи зовут друг друга „товарищ“. Это взгляд с точки зрения героини („женский фильм“), который выходит за рамки любых жанровых схем. Все начинается медленно, почти мучительно скучно, напоминая зрителю обо всех клише, связанных с Россией: немодная одежда, „рай“ на работе, который не совсем рай, разница между жизнью в столице и за ее пределами. История напоминает русский роман — она тоже покрывает большой промежуток времени, но довольно быстро становится интересно, и два с половиной часа пролетают незаметно.»
10/10. Юзер Деннис Литтрел, 21 апреля 2007


Русские, оказывается, тоже люди


«Говорят, американский президент Рональд Рейган смотрел фильм несколько раз перед встречей с президентом Михаилом Горбачевым, чтобы лучше понять „загадочную русскую душу“. Кажется странной сама мысль, что русская душа чем-то отличается от американской или какой-то другой души. Главная героиня с легкостью могла бы быть американкой. Я к тому же был немного удивлен тем, как на экране все выглядит „свободно“. У России плохая репутация ужасного, строгого места, а здесь такой феминистский посыл... затрагиваются сложные темы, вроде проблемы абортов. Может быть, советская Россия была не такой, как мы думаем? (по крайней мере, до 1980 года)»
7/10. Юзер gavin6942, 29 января 2016


На удивление антифеминистский фильм


«Сюжет фильма Владимира Меньшова „Москва слезам не верит“ о жизни трех подруг знаком всем, кто видел „Стальные магнолии“ или „Секс в большом городе“. Картина затрагивает темы любви, успеха, отношений полов через жизненные истории трех очень разных женщин. Хотя многие феминистские идеалы, например, равенство и независимость, большую часть фильма зримо или незримо присутствуют на экране, финал все же — решительно анти-феминистский».
Юзер wjones-3, 16 мая 2004


Русское «Американские граффити»


«Можно сказать, это русская версия „Американских граффити“. Ничего особенно драматичного не происходит, браки, разводы, незапланированные беременности, матери, сующие нос в чужие дела. Хотя персонажи часто глупо себя ведут, все же очень любят и защищают друг друга. Все просто ловят кайф от общения с друзьями. В итоге сам хочешь стать русским».
7/10. Юзер Роди Грин, 30 апреля 2013

4. «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова

Лауреат премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» (1995)




Зарубежный постер фильма «Утомленные солнцем»


Осязаемое ощущение русского гения


«„Утомленные солнцем“ — мощный пример того, каким может быть настоящий русский фильм, когда он использует все лучшее, что есть в западном кино: связный сюжет, профессиональную операторскую работу, свободу самовыражения... Все это редко встречалось в советское время. Французское название фильма — „Коварное солнце“ — мне кажется более подходящим. Хотя фильм купается в мягком солнечном свете, он имеет дело с одним из самых темных периодов в российской / советской истории — со сталинизмом.»
10/10. Юзер francois chevalier, 13 февраля 2006


Бесконечная печаль русской души


«Помню, как посмотрел этот невероятно сильный, душераздирающий фильм три раза подряд. Я все никак не мог насытиться чистой красотой пейзажей, теплотой персонажей, болью, которую чувствуешь, осознавая, какая судьба в скором времени их ожидает. Я понимаю, что из-за политических или других схожих причин многие русские не любят эту картину, но думаю, это очень честная, откровенная история Никиты Михалкова, которого после просмотра я начал уважать как гениального художника. Наверное, навсегда запомню множество прекрасных сцен: утомляющее, но и согревающее солнце у озера, потерянные секреты бывших любовников, бесконечное „русское поле“, счастливых людей на берегу, живущих мирно и не подозревающих об ужасной машине террора и тоталитаризма. Выдающийся „фильм для людей“, один из моих любимых навсегда.»
10/10. Юзер ssto, 16 сентября 2007


Скучно как Сталин


«По сути это история о жизни обычного человека при сталинском тоталитарном режиме. Даже описание звучит скучно!»
2/10. Юзер ccthemovieman-1, 2 марта 2007


Потрясающе снято


«Та же самая мечтательность и томность, как если смотреть, скажем, „Месяц в деревне“ Тургенева. Девочка очаровательна, а история невероятно увлекательна — гораздо оригинальнее, чем другие „политические“ фильмы, как, например, „Конформист“ или „Сад Финци-Контини“. Картина рассказывает о социальных классах, темпераменте, о том, насколько свободно люди могут принимать решения в жизни, о любви к противоположному полу, детям, стране.»
Юзер trpdean, 15 октября 2001


Пустой как воздушный шар


«Михалков замахивается на чеховское настроение, но все, что мы в итоге получаем — это вымученный любовный треугольник с предсказуемым финалом. „Утомленные солнцем“ красиво сняты, в „идиллическом“ восточно-европейском стиле. В остальном выглядит, как пустой воздушный шар с портретом Сталина (как в финале). Полный очевидного символизма, бессмысленных аллегорий, с грубо прописанными персонажами. С сожалением сообщаю, что это не шедевр. Фильм скучный, медленный, неинтересный и затянутый. По крайней мере, для зрителя.»
4/10. Юзер amerh, 6 ноября 2005


Браво!


«По моему мнению, самое лучшее в этом фильме то, что он переносит нас назад во времени, в ту эпоху, и показывает, что там было хорошего, что осталось хорошего, несмотря на все препятствия. Это история любви, которая выживает в самых суровых условиях. Потрясающе, завораживающе, смело, нежно, страшно и очень реалистично. Не для всех, но точно шедевр в своем жанре.»
10/10. Юзер Caledonia Twin #1, 31 января 2001


Михалков — русский Спилберг


«Совершенно очевидно, что Никита Михалков — это русский Спилберг. В общем и целом это настоящий шедевр.»
10/10. Юзер Ли Айзенберг, 23 марта 2006

5. «Разгром немецких войск под Москвой» Леонида Варламова и Ильи Копалина

Лауреат премии «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм» (1943) — под названием «Москва наносит ответный удар»




Американский постер фильма «Разгром немецких войск под Москвой»


Поразительно


«Один из самых удивительных документальных фильмов о второй мировой войне, что я когда-либо видел. Я, как ребенок времен Холодной войны, привык к тому, что Советский Союз изображается „Империей зла“. Эта документалка, снятая в начале 40-х в разгар войны против фашистской Германии, показывает Россию и ее республики в новом свете. Сам фильм, выпущенный на Западе с закадровым голосом Эдварда Дж. Робинсона, был полностью снят советскими операторами.


Кажется, фильм снят одновременно с помощью „современных“ камер 40-х годов и более ранних камер немого кино. Монтаж местами совершенно неистовый, почти современный, с короткими, резкими склейками. Трогательный, отлично снятый и точно заслуживающий свой „Оскар“, этот фильм обязателен к просмотру для всех, кто заинтересован в том, что советские люди называют Великой Отечественной войной.»
9/10. Юзер Jesse Magee, 1 апреля 2012


Просоветская пропаганда


«Изначально это был русский пропагандистский фильм. Однако ему записали новый закадровый текст (Эдвард Дж. Робинсон), после чего он превратился в одну сплошную похвалу советскому народу и старине Джо Сталину. Фильм даже пытается убедить зрителей, что Советы „любили свободу“, и что их народ был „свободным“! Большинство вменяемых людей сегодня не согласится с такой формулировкой. Я по-настоящему возненавидел этот фильм. И это жаль, потому что архивные съемки отличные, замечательно получилось показать битву за Москву. Но так как картина настолько нечестная, никому не могу ее посоветовать. Только если вы понимаете историю и можете отфильтровать ненужное.»
4/10. Юзер MartinHafer, 16 октября 2012

6. «Старик и море» Александра Петрова

Лауреат премии «Оскар» в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм» (2000)




Зарубежный постер мультфильма «Старик и море»


У меня захватило дух!


«Мне повезло увидеть этот фильм во время серии ограниченных показов в конце 1999 года в кинотеатре Sony IMAX в Нью-Йорке. Анимационная техника Петрова представляет собой масляную живопись на стекле — прием, знакомый многим мульт-гикам. Ее соединении с системой IMAX дает поистине ошеломительный результат. В фильме есть одна сцена, ближе к финалу — кубанская рыбацкая деревня ночью. Звезды сияют как бриллианты на темном бархате — это невероятно, нет слов, чтобы описать. Даже если вы не фанат „артхаусной“ анимации. Если когда-нибудь узнаете, что этот фильм показывают в Аймаксе — не пропустите!»
Ричард Смит, 19 января 2002


Вау


«Я знал, что эта картина будет особенной. Все три предыдущих фильма режиссера сносят крышу, это самая удивительная анимация, что я видел. Вместо обычной рисованной или компьютерной мультипликации его фильмы похожи на живые, пульсирующие полотна. Они выглядят как что-то принадлежащее музею, а не кинотеатру, они просто восхитительны. Странно только, что фильм сделан на английском и французском — я ждал русского! Все же, великолепная, верная адаптация книги — гораздо лучше вариации со Спенсером Трейси.»
10/10. Юзер MartinHafer, 13 февраля 2008


Подлинный шедевр!


«Впервые посмотрел фильм весной 2001 года — это один из лучших фильмов, что я когда-либо видел. Мистер Петров не только волшебно перенес историю Старика и моря на экран, он еще умудрился отдать должное самому автору — Эрнесту Хемингуэю. Я вышел из кинотеатра, пересмотрев свои взгляды на жизнь.»
10/10. Юзер matatigre36, 28 октября 2004


Достойная анимационная версия знаменитой истории


«Можно брать любой кадр, распечатывать и вешать на стенку.»
6/10. Юзер Horst in Translation. 28 сентября 2013


Нереально


«Александр Петров — настоящий мастер своего дела. Мне кажется его можно назвать Рембрандтом анимации. В духе Уинзора Маккея и старой школы мастеров целлулоидной анимации Петров переосмыслил мультипликацию как форму Искусства. Не какой-то там Дисней или ужасное аниме. Эти 20 минут стоят того... Хотя бы чтобы понять, насколько ты сам неталантлив.»
10/10. Юзер caprat5544, 26 мая 2008


Создатель — святой от анимации


«Это произведение вечной красоты создано человеком, который наверняка является странноватым святым покровителем всего анимационного кино.»
5/5. Юзер Shreerang Dixit


Красота во всех смыслах


«Я бы сказал, что анимация — это то, из чего состоят сны, но, честно, если бы мне снились такие сны, я бы вообще не хотел просыпаться.»
4/5. Юзер gabriel guimar?es



Источник
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.