«Меня как будто кто-то подменил»: Памяти Олега Табакова

«Меня как будто кто-то подменил»: Памяти Олега Табакова

Олег Табаков


Олег Павлович Табаков скончался 12 марта в возрасте 82 лет. Самые известные роли Табакова последних десятилетий — художественный руководитель чеховского МХАТа, сооснователь «Современника», основатель «Табакерки». В 1990-е и 2000-е актер, на счету которого осталось более 160 ролей в кино, снимался куда реже, чем в прежние годы, уделяя все больше и больше времени работе в театре. Но каким Табаков останется в памяти зрителей?


Вот «Тугой узел» Михаила Швейцера, дебют Табакова в кино. Роль — Саша Комелев, вчерашний школьник, сын секретаря райкома. Он чист, прямодушен, принципиален, ханжество взрослых кажется ему отвратительным. Герой, во всем созвучный эпохе, ведь на дворе середина 1950-х, и что-то светлое носится в самом воздухе (впрочем, картина вызвала недовольство в партии, была перемонтирована и вышла на экраны под названием «Саша вступает в жизнь»).




«Тугой узел»


Или вот Олег из «Шумного дня». Схватив со стены отцовскую шашку, он рубит мебель, купленную женой брата — прелестной, но ограниченной мещаночкой (тип, который так любили обличать в советском кино). Долой все эти хищные вещи века, которые готовы сожрать человека. Брат с женой съезжают на новую квартиру, а Олег с молодым задором декламирует:


«Как будто в начале дороги стою, отправляясь в путь.


Крепче несите, ноги, не дайте с дороги свернуть!


Я знаю: тропинки бывают, ведущие в тихий уют,


Где гадины гнезда свивают, где жалкие твари живут.


Но нет мне туда дороги, пути в эти заросли — нет.


Крепче несите, ноги, в мир недобытых побед!»


Молодой и прекрасный герой Табакова шел по черно-белым улицам оттепельной Москвы прямиком в светлое будущее. Но на смену пылкой юности пришла взрослая жизнь, в которой шашка покрылась пылью, а за разбитую мебель пришлось заплатить. Влюбленный в театр актер Искремас погибал в финале фильма «Гори, гори, моя звезда», зато Николай Ростов из «Войны и мира», как известно, остепенялся, становился строгим помещиком и преумножал свой капитал.




«Гори, гори, моя звезда»


На место интеллигентным мальчикам приходит герой обаятельный и лукавый. С этакой барской ленцой, но твердо стоящий на ногах. Такой своего не упустит, не будет крушить мебель, а скорее побежит занимать очередь за чешским буфетом. «Ну а с завтрашнего дня не узнать меня», — пел кот Матроскин из мультфильмов про Простоквашино.


В 1970-е Табаков играет и Марка Твена («Марк Твен против»), и Илью Ильича Обломова (который тоже идеалист, благо что известен лежанием на диване — не случайно в грезах главному герою фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» видится русский рай), но появляются и совсем другие роли. Взбалмошный Людовик XIII из «Д’Артаньяна и трех мушкетеров», «голубой воришка» Альхен из «12 стульев» и, конечно же, самый известный (и самый лучший в этой череде) Матроскин.




«Несколько дней из жизни И. И. Обломова»


Впрочем, даже эти новые прагматичные герои Табакова были персонажами скорее комическими, чем отрицательными. Добродушными, с обаятельной улыбкой, готовыми посмеяться над своими слабостями вместе со зрителем. Тут же рядом уже и откровенно комические герои, например грозная мисс Эндрю из «Мэри Поппинс» — свисток, словечки на немецком и церемония поднятия флага, но все это как-то совсем нестрашно, несерьезно. Или Кащей Бессмертный с золотыми зубами («После дождичка в четверг»). С таким злом приятно сталкиваться, поскольку каждому оно знакомо по детским книжкам, и каждый знает, что в конце его обязательно победят.




«Человек с бульвара Капуцинов»


Но время идет дальше. И вот уже и смешные злодеи, обаятельные плуты, улыбчивые самодуры тоже отходят на второй план. Герой Табакова стареет, но со старостью к нему возвращается некое величие. Не отблеск потерянного идеализма юности, но некий притягательный лоск времени. Молодость утрачена безвозвратно, но появилась возможность остепениться. А иногда и проявить принципиальность, показать благородство. Вот он важный генерал, ставший президентом, великий муж, которому нужно научиться быть простым человеком из «Президента и его внучки». Вот добродушный и благородный московский генерал-губернатор в «Статском советнике». Вот невозмутимый инспектор Йенсен из «Что сказал покойник». Даже кок из «Сироты казанской», несмотря на всю веселость, кажется человеком обстоятельным, даже значительным.




«Статский советник»


Мальчик-идеалист в юности, добродушный прагматик и циник в зрелые годы, благообразный начальник к старости... Что могут сказать все эти метаморфозы об актере? Ничего. Это только слепок времени, хроника перемен последних шестидесяти лет. В конце концов, зрители не так наивны, чтобы путать самого актера и его роли. Табаков потому и велик, что сумел передать своими ролями те едва уловимые изменения эпох, что кажутся сегодня такими значительными на расстоянии.



Источник
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.