Послушай Спайдермена: 10 лучших саундтреков к фильмам по комиксам

Послушай Спайдермена: 10 лучших саундтреков к фильмам по комиксам

«Стражи Галактики»


Если, выходя из кинозала, вы напеваете себе под нос главную тему фильма, значит, композитор отлично поработал. Музыка — такая же важная часть кино, как и актерская игра, визуальные эффекты, декорации или костюмы. Аудионаполнение влияет на эмоциональный фон, помогает раскрыть персонажа и погружает в происходящее. Супергеройские фильмы не исключение. Где-то настроение создают за счет метко подобранной песни, такой как «Hooked on a Feeling» в «Стражах Галактики» или «Iron Man» в «Железном человеке», но чаще композитор целенаправленно работает над темой героя и пишет музыку под его образ. КиноПоиск выбрал 10 лучших композиторских решений из комикс-блокбастеров.

«Супермен» (1978), композитор — Джон Уильямс


«Супермен»


В Америке стоит сказать «Супермен», и вам тут же припомнят монументальный саундтрек Джона Уильямса. Человек, написавший эпохальные вещи для «Звездных войн» и «Гарри Поттера», изначально не должен был работать с «Суперменом». Композитором в фильм Ричарда Доннера взяли Джерри Голдсмита, работавшего над «Оменом». Музыку Голдсмита даже успели использовать в одном из трейлеров, но он выбыл из проекта, не сумев найти окно в плотном рабочем графике. На его место взяли Джона Уильямса.




«Один из принципов, которым я руководствовался, работая над фильмом, состоит в том, что „Супермен“ — это прежде всего развлечение. Создатели не перегибают палку с серьезностью. И то, как Ричард (Доннер) поставил сцены с Кристофером (Ривом) и Марго (Киддер), выглядит почти театрально», — размышляет Уильямс.


Эту театральность композитор передал и в своих творениях. Он обратился за помощью к Лондонскому симфоническому оркестру, создав один из самых запоминающихся саундтреков в истории если не всего кинематографа, то как минимум его комиксового направления.

«Бэтмен» (1989), композитор — Дэнни Элфман


«Бэтмен»


Дэнни Элфман играл в рок-группе, которую сам же и основал. Называлась она Oingo Boingo, и совсем недавно ее песни можно было услышать в сериале «Очень странные дела». В большое кино Элфмана привел Тим Бёртон. Было это в 1985 году, когда макабрический маэстро снимал «Большое приключение Пи-Ви». Затем Дэнни напишет саундтрек для «Битлджуса», а в 1989-м Бёртон, вопреки желанию студии, возьмет его в экранизацию «Бэтмена».




Поначалу Элфману было не по себе, он впервые работал на таком крупнобюджетном проекте. Вдобавок продюсеры фильма настаивали, чтобы Принс записал музыку для Джокера, а Майкл Джексон занялся романтическим аудиосопровождением. Бёртон же хотел все целиком и полностью отдать Элфману. Композитор впоследствии сам нашел компромисс, совместив в своей музыке стили Принса и Джексона. Warner Brothers, однако, все равно осталась при своем мнении, выпустив отдельно работы раскрученных Принса и Майкла Джексона и чуть позже альбом с композициями Элфмана. При этом альбом с поп-песнями вышел за три дня до премьеры фильма и подавался как аудиосопровождение комикс-блокбастера. В фильме же использовались композиции Элфмана, записанные при содействии Лондонского симфонического оркестра.


Примечательно, что Элфман вернулся к Бэтмену в 2017 году, когда работал над «Лигой справедливости». Задолго до релиза фильма он гордо заявил: «Вы услышите тему Бэтмена. Есть только одна тема Бэтмена. И эта тема была написана к фильму 1989 года».

«Человек из стали» (2013), композитор — Ханс Циммер


«Человек из стали»


Борьба. Угроза. Тревога. Испытание. Надежда. Саундтрек к «Человеку из стали» Зака Снайдера вращается не вокруг персонажа, а скорее, передает обстановку, в которой оказывается герой. История появления Циммера в проекте «Человек из стали» довольно комична. Немец даже не планировал работать над супергеройским фильмом, в частности из-за трепета перед эпохальным саундтреком Уильямса. Но на приеме в честь премьеры «Начала» к нему подошла журналистка и спросила о его работе над «Человеком из стали». Циммер все отрицал, но по непонятным ему причинам вышла статья, в которой говорилось, что именно он напишет музыку для новой истории про криптонца. В этот же день Циммеру позвонил Зак Снайдер и сделал ему соответствующее предложение.








«Я хотел написать эпическую музыку, которая наводила бы на мысли о полях и фермах, простирающихся далеко за горизонт, — объясняет Циммер. — А этот массивный, мощный саундтрек, который вы слышите во время битвы с Зодом, исходит больше из внутренних проблем. Музыка не посвящена иконе Супермена, она, скорее, отражает его природу отшельника с экстраординарными силами и борьбу за шанс стать частью человечества».

«Человек-паук» (2002), композитор — Дэнни Элфман


«Человек-паук»


«В кино есть тренд, по которому фильмы с каждым летом становятся все громче и громче. Я обратил на это внимание лет 10—12 назад. Наступит момент, когда громче уже некуда», — ворчал Элфман на традиционной встрече с коллегами в преддверии «Оскара-2008», когда его номинировали на награду за работу над фильмом «Харви Милк».


В обсуждении за круглым столом Дэнни сетовал, что режиссеры просят писать больше темповой музыки, заимствуют многое из других фильмов и вообще все излишне упрощают. Сам Элфман считает, что музыка должна строиться вокруг героя — в данном случае вокруг дружелюбного подростка, неудачника, который сложнее, чем кажется на первый взгляд.




Возможно, эта тема вошла бы в историю, подобно работам Тима Бёртона или Джона Уильямса, но мы знаем, как оборвалась франшиза Сэма Рэйми. Фильм угодил в производственный ад. Рэйми никак не мог угодить студии со сценарием и в итоге бросил дело, заявив, что он устал. От многообещающего проекта отказались, затем последовало два перезапуска, и в итоге у Человека-паука до сих пор нет узнаваемой музыкальной темы (не песни, а именно темы).


Читайте также: Неснятые фильмы: «Человек-паук 4» Сэма Рэйми


«Люди Икс: Первый класс» (2011), композитор — Генри Джекман


«Люди Икс: Первый класс»




Подход композитора к работе лучше всего передают цитата режиссера Мэттью Вона и одна шикарная сцена из зачина «Первого класса».


«Мы работали над музыкой, и я сел на пианино, — вспоминает Вон. — За инструментом был Генри, и он играл тему Магнето. Он только начал, и тут я влез: „Нет, добавь еще одну ноту в конец“. Джекман спросил: „О чем ты говоришь?“ Я объяснил, что есть видео с Магнето, которое просмотрено мною вдоль и поперек. Еще одна нота — это все, что нужно Майклу Фассбендеру. Конечно, Майкл не из тех, кому нужно помогать, но порой музыка усиливает игру актера. Майкл все сделал на высшем уровне, он фантастический актер».





Даже жаль, что Мэттью Вон не занимался вселенной «Людей Икс» дальше. Его фильм — один из лучших в новом цикле. Что еще печальнее, это отсутствие джекмановской темы Магнето в лентах Брайана Сингера.

«Логан» (2017), композитор — Марко Белтрами


«Логан»


Фильмы Джеймса Мэнголда выбиваются не только из комикс-линейки 20th Century Fox, но и из супергеройских блокбастеров вообще. Росомаха у Мэнголда страдает и калечится похлеще Бэтмена у Кристофера Нолана. Он пребывает в психологическом кризисе и, несмотря на регенерацию, физически несовершенен. В музыке это отразил Марко Белтрами, которого Мэнголд взял с собой из проекта «Поезд на Юму».






«Режиссер Джеймс Мэнголд снял очень оригинальное кино, поэтому менее традиционный саундтрек был вполне уместен, он не так заточен под зрелище и попкорн», — объяснил Белтрами.


Многие композиторы полагаются на оркестровые звуки, громкие, резонирующие инструменты, но Белтрами подошел как минималист. И это сработало!


Как говорит сам Белтрами, визуал был главенствующим, а музыка стала своего рода текстурой. Аудиосопровождение не должно перетягивать одеяло на себя. И композитор решил поэкспериментировать с разными неординарными инструментами — с органом, стеклянной гармоникой, ударной установкой. В качестве вдохновения использовались фильмы семидесятых, вестерны и роуд-муви.

«Дэдпул» (2016), композитор — Junkie XI


«Дэдпул»


Полная противоположность «Логана», саундтрек к «Дэдпулу» звучит надменно, игриво, цинично и даже неуместно весело. Он изобилует столь нелюбимой композиторами темповой музыкой, задавая ритм, под который наемник в красном трико мочит своих врагов. Особенным этот саундтрек делает наличие Junkie XL, он же Том Холкенборг. Бывший диджей становится одним из самых востребованных композиторов Голливуда. Он смешивает в фильме инструментал, индустриальные звуки и электронику.




Прежде чем писать саундтрек к «Дэдпулу», Том посмотрел его пять раз и пришел к выводу, что главный герой перестал взрослеть после 1990 года, поэтому все музыкальные отсылки идут к восьмидесятым (в руках у персонажа плеер 1983 года).


«Я начал думать, что мне нужно нечто из восьмидесятых. У меня было много синтезаторов, сделанных в те времена. Понадобилось немало времени, чтобы найти сочетания аудиоэффектов, чтобы написать музыку такой, какой вы ее слышите», — рассказал Junkie.


Junkie использовал старенький ARP 2600. Примерно на таком синтезаторе писали саундтрек к «Побегу из Нью-Йорка», но если в те времена это звучало серьезно и угрожающе, то сейчас старомодно и забавно. В этом и есть задумка Холкенборга. Junkie XI стремился найти ретрозвучание и одновременно создать разгильдяйский бит, который бы «взвинчивал темп, взвинчивал экшен».

«Бэтмен против Супермена» (2016), композитор — Ханс Циммер и Junkie XL


«Бэтмен против Супермена»


Саундтрек «Бэтмен против Супермена» вышел таким же противоречивым, как и сам фильм. Циммера упрекали в самоповторах и работе по алгоритму, в чем он негласно признался, уйдя в отставку из комикс-блокбастеров. Спустя год после заявления об уходе из комиксов выяснилось, что Циммеру было тяжело работать над «Бэтмен против Супермена». Он не мог написать тему для Бэтмена, потому что все еще видел в костюме летучей мыши Кристиана Бэйла. Еще у него были проблемы с темой для Чудо-женщины, но тут на помощь подоспел Том Холкенборг. Большую часть саундтрека Циммер и Холкенборг написали сообща, но «Is She With You?» — это авторское произведение голландца.




Вместе Том и Ханс обратились к Тине Гуо, великолепной виолончелистке, которая и сыграла тему для Дианы. «Каждый раз, когда Тина берет в руки виолончель... Эта очень милая, красивая, хрупкая, вежливая девушка в одно мгновение превращается в воинствующую принцессу», — говорит Циммер.




«Железный человек 3», композитор — Брайан Тайлер


«Железный человек 3»


Существует мнение, что самое слабое место во вселенной Marvel — это музыка. Продюсеры и режиссеры комикс-блокбастеров предпочитают не экспериментировать и злоупотребляют темповой музыкой. Саундтреки не врезаются в память. Marvel вообще могла бы обходиться без аудиосопровождения, так как оно просто-напросто дублирует происходящее на экране: герой пугается — музыка нагнетающая, герой в опасности — музыка тревожная, герой играет в крутого парня — музыка становится бравадной. К куратору вселенной Кевину Файги быстро пришло осознание, что нужно менять подход.


Композитор «Железного человека 3» Брайан Тайлер вспоминает, что на первых же встречах Файги и режиссер Шэйн Блэк попросили сделать нечто в духе классики а-ля «Супермен» и «Звездные войны», самобытную тему с использованием духовых инструментов.




«В ранних саундтреках „Железного человека“ использовалась гитара, которая подчеркивала импульсивность Тони Старка, но сейчас он изменился, — говорит Тайлер. — На плечи Тони легло многое, особенно после „Мстителей“. В нем есть героизм и одновременно личность мальчишки. Вдобавок он хохмач. В общем, та была еще задачка. В саундтреке есть современные веяния, но в душе он отдает классикой».


Ирония в том, что Рамин Джавади, композитор первого «Железного человека», в свое время принес режиссеру Джону Фавро оркестровую тему в духе классики супергеройского кино. Но его попросили подойти к вопросу иначе — подчеркнуть рок-н-ролльность Старка гитарными звуками. К третьему фильму от этой концепции ушли.

«Человек-муравей» (2015), композитор — Кристоф Бек


«Человек-муравей»


Marvel натерпелась с «Человеком-муравьем». Лента еле-еле уместилась в отведенное ей календарное окно из-за побега режиссера Эдгара Райта. Проекту долго не могли подыскать постановщика, и он в итоге достался Пейтону Риду. Он снял необычное для MCU кино, в котором было мало героизма, сочетались черты комедии и кино про ограбление, а финальная битва развернулась на детской железной дороге.


Саундтрек вышел соответствующим. Поначалу Кристоф Бек хотел имитировать звуки насекомых с помощью электрических цифровых звуков. Будто роботизированный паук отчаянно пытается выбраться из клетки — так описывал музыку Бек. Продюсер Кевин Файги оценил концепт, но все же зарубил идею, сказав, что он хочет слышать музыку, а не проверять, не сломались ли его колонки. Тогда Рид написал саундтрек в лучших симфонических традициях.




«У саундтрека большой диапазон и классная, прилипчивая тема. Что выделяет мою музыку на фоне других проектов Marvel, так это веселье, которым пронизана каждая композиция. В конце концов, это же не просто супергеройская картина, а фильм об ограблении», — объяснил Бек.

Бонус

В завершение часовой плейлист, в котором собраны одни из лучших композиций супергеройского кино:





Источник
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.