«Мосфильм» показал в Каннах отреставрированную «Войну и мир» Бондарчука

«Мосфильм» показал в Каннах отреставрированную «Войну и мир» Бондарчука

«Война и мир»


Полтора года, с апреля 2016-го по октябрь 2017-го, велась работа по восстановлению материала четырех фильмов «Войны и мира». 11,5 километра пленки было отсканировано кадр за кадром — только это заняло 24 дня. Длина фильма «Андрей Болконский», который как раз показали в Каннах, — 4004 метра. Сканирование, так же как и восстановление, делалось в 4К. Если бы разрешение было выше, все равно изображение с советской пленки не стало бы от этого лучше.


Это была самая сложная реставрация в истории «Мосфильма», говорят на студии. КиноПоиск узнал подробности этой истории.

Вторая реставрация

Карен Шахназаров, генеральный директор студии «Мосфильм», рассказывает, что первая реставрация «Войны и мира» в начале 2000-х вообще была началом реставрационных работ «Мосфильма». «Я недавно видел эту версию по телевизору и подумал еще, что она выглядит просто ужасно, — шутит он. — Начать с того, что у нас просто не было исходников. В России не было негатива „Войны и мира“! Мы у „Совэкспортфильма“ запросили контратип, сделали реставрацию на цифру в формате SD и напечатали с него пленочную копию 35 мм. Но у нас не было такой техники, как сейчас, да и оригинальная копия 70 мм за эти годы обнаружилась. В этот раз мы сканировали ее. Получается, два раза над фильмом работали, и теперь качество новой версии совсем другого уровня».


Карен Шахназаров / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска


К настоящему моменту на «Мосфильме» восстановили 74 картины, которые теперь показывают на международных кинофестивалях и получают там награды за качество реставрации, ничем не уступающее западному. В прошлом году, например, в секции Venice Classics Венецианского МКФ победил фильм «Иди и смотри» Элема Климова. Его техническое качество было признано лучшим, хотя рядом были, например, «Близкие контакты третьей степени» Спилберга.


«Карен Шахназаров сделал невероятное — не просто восстановил, а спас фильм, потому что он был сделан на советской пленке, а она буквально погибала, желтела, — говорит Федор Бондарчук. — Еще немного, и фильма „Война и мир“ просто не было бы».



«Война и мир»


После сканирования начинается главная часть работы — восстановление изображения и звука. Специалисты «Мосфильма» утверждают: даже 70-миллиметровая пленка в СССР была такого низкого качества, что на экране все мерцало, и современный зритель, попав на сеанс аутентичной копии, решил бы, что это технический брак. Некоторые кадры оригинала утрачены. Сергею Бондарчуку предлагали снимать на Kodak, но этой пленки было так мало, что он был вынужден работать с отечественной. В итоге после реставрации фильм выглядит даже лучше, чем это было изначально. Говорят, Вадим Юсов, когда увидел отреставрированные цветные фрагменты из «Андрея Рублева», сказал, что наконец-то он видит их такими, какими он их задумывал, потому что в то время снять их не получилось.


Вообще к реставрации фильмов привлекают именно операторов лент, потому что они знают, как выглядел (или должен был выглядеть) оригинал. Реставрацию «Войны и мира» курировал лично Анатолий Петрицкий.

Дым отечества

КиноПоиск первым среди СМИ публикует ролик о реставрации, который «Мосфильм» представил в Каннах на показе «Андрея Болконского». Он совсем маленький, но позволяет оценить проделанную работу. Только нужно понимать, что процесс ведется покадрово и занимает многие месяцы работы. Четыре серии «Войны и мира» были поделены между тремя специалистами, каждый из которых должен был устранить все дефекты изображения. Самой трудоемкой, как нам рассказали, была вот эта сцена:





Трудность заключается в том, что в кадре очень мало света, а повреждение кадра сильное. Кроме того, в темноте цвета становятся плохо различимыми. Нужно с оператором фильма сверяться по каждому элементу кадра. Кажется, маленький и не слишком важный фрагмент, но именно с ним пришлось провозиться дольше всего.


Еще очень трудно работать с кадрами, где есть дым. Карен Шахназаров рассказал КиноПоиску, что для «Ивана Грозного» из-за этого пришлось при реставрации сделать заново титры, так как они шли на фоне дыма, и изображение было в таком состоянии, что их невозможно было восстановить. Впрочем, их неаутентичность не заметит даже самый наметанный глаз.

Звуки войны и мира

Отдельно велась работа по восстановления звука, причем здесь все основное было сделано при первой реставрации фильма. У оригинальной версии «Войны и мира» была шестиканальная фонограмма, но это были не те шесть каналов Dolby Digital, к которым привыкло ухо современного зрителя. Шесть каналов оригинала просто разбивали звук по длине широкого экрана, чтобы он звучал равномерно. Сабвуферов не было. В 1980-е годы этот звук был перезаписан в формате ПК (повышенное качество), но такой формат все равно не давал того распределения ролей каналов, которое дает Dolby. Поэтому при просмотре не образовывалась звуковая панорама — то, что называется Surround. Словом, специалистам пришлось очистить фонограмму и пересвести ее заново.




«Война и мир»


Фонограмму тогда прогнали через имеющиеся в арсенале «Мосфильма» средства очистки звука — на тот момент довольно продвинутые, но менее совершенные, чем сейчас. И именно эта фонограмма была записана на пленку. Она звучит, например, на DVD-издании фильма. С тех пор к фонограмме возвращались не раз и совершенствовали ее, насколько это было возможно. «Получилось все равно неидеально, — горько замечают специалисты «Мосфильма», — но для хорошего результата работа должна была бы занять несколько лет точно, и когда-нибудь, возможно, она будет проведена».

На очереди «Вий»

Всего над реставрацией «Войны и мира» работали семь специалистов. Их имена будут в титрах восстановленной версии. Себестоимость такой работы — порядка 20 тыс. долларов (дешевле, чем «Иван Грозный» Эйзенштейна, но дороже, чем «Ватерлоо» того же Бондарчука). Рыночную цену на «Мосфильме» сообщить затрудняются. Шахназаров говорит, что ни один фестиваль, включая Канны, не платит за показ фильма, да и в России телеканалы скорее поставят в эфир старую версию, чем заплатят за новую. Поэтому «Мосфильм», который восстанавливает картины за свой счет, дает фильмы на отечественное ТВ бесплатно и не рассчитывает на окупаемость работ по реставрации.




Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска


Поскольку даже сканирование каждого отдельно взятого фильма отнимает много времени, нужно несколько раз подумать, прежде чем выбрать очередную ленту для работы. В первую очередь «Мосфильм» выбирает большую классику. Сейчас закончена реставрация фильма Ларисы Шепитько «Восхождение», на очереди советский «Вий», «Женитьба Бальзаминова», «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма, «Я — Куба» Михаила Калатозова.


Отреставрированная версия «Войны и мира» в ближайшее время появится на YouTube-канале «Мосфильма».



Источник
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.