«Суспирия» Луки Гуаданьино: Смерть во дворце культуры

«Суспирия» Луки Гуаданьино: Смерть во дворце культуры

«Суспирия»


В Венеции показали долгожданную «Суспирию» Луки Гуаданьино, ремейк хоррора Дарио Ардженто 1977 года, вдохновленного, в свою очередь, произведением Томаса де Квинси «Зловещее дыхание». Намерение Гуаданьино переснять классику джалло вызывало понятный скепсис в синефильской среде. Опус Ардженто о Трех Матерях — Лакримарум, Суспириорум и Тенебраум — в котором визуальные изыски сочетались не только с авангардной музыкой прог-рок группы «Гоблин», но и с необходимой долей иронии, моментально породил культ. Что же смог добавить к шедевру неистового http://www.kinopoisk.ru/film/423063/Ардженто погруженный в унылую ностальгию по достижениям предыдущих поколений кабинетный эстет Гуаданьино?




«Суспирия»



В первую очередь, Германию с ее историей и культурой. Место действия тут — Берлин 1977-го. Город разделяет стена, а его жителей — преступления прошлого. Настоящее, однако тоже — пусто и темно. В телевизоре и радио разговору только о Красной Армии Баадер-Майнхоф. За окном — то дождь, то снег, то взрываются бомбы. Сьюзи Бэннион (Дакота Джонсон), мечтающая о карьере танцовщицы провинциалка из Огайо, прибывает в западный сектор города. У нее назначено прослушивание в Театре Хелены Маркос, где главным хореографом служит гениальная Мадам Блан (Тильда Суинтон), ее выступления Сьюзи видела еще ребенком в Нью-Йорке. Прослушивание пройдет успешно и, вот рыжеволосая американка с волооким взглядом — уже член исключительно женской труппы, под чутким руководством Мадам Блан и ее полусумасшедших ассистенток начнутся изнурительные репетиции. Скоро станет ясно, что в этом храме искусств поклоняются не только Терпсихоре.




«Суспирия»



Снобизм и одновременно детский восторг Гуаданьино перед богатствами мировой художественной культуры чувствуется с первых кадров. Действие перенесено из Фрайбурга в Берлин не только ради Стены: основной декорацией вместо тесного средневекового «Дома кита» в римейке выбран интерьер ар-деко с характерным тоталитарным привкусом. Понятно зачем — тут киногении и культурологических аллюзий сразу на порядок больше. Самая очевидная — Фассбиндер. Цветовой гаммой новая «Суспирия» вовсе не напоминает страшную техниколорную сказку (сам Ардженто ссылался на диснеевскую «Белоснежку» как на один из главных стилистических референсов фильма). Это, скорее, сильно огрубленная «Лили Марлен»: стальная серость (сцены на открытом воздухе — и вовсе «Шпионский мост») и желтый электрический свет; что ж, в конце концов, «джалло» и значит «желтый».


Персонаж Тильды Суинтон явно списан с великой Пины Бауш (вплоть до портретного сходства), однако хореография ее спектаклей почему-то пущена на самотек, вместо драматической экспрессии, которой славилась основательница Танцтеатра в Вуппертале — какое-то пошлое кривляние, знакомое нам по представлениям шоу-балета «Тодес».




«Суспирия»



Антропософская теология, у Ардженто обозначенная эскизно, в новой версии выливается в утомительную и бессмысленную говорильню, из которой зритель должен понять два, в общем-то избитых и примитивных соображения — о фаустовской сути искусства и о магической силе женского естества. Наконец, откровенно притянутая за уши линия Холокоста смотрится какой-то совсем беспомощной спекуляцией.


Единственной удачей можно считать лишь сцену первого убийства — когда Сьюзи танцует лидирующую партию балета Volks (опять же изуродованная Гуаданьино «Весна священная»), а в соседнем зале ее коллега Ольга извивается словно на дыбе, каждое па зарифмовано со смертельным ударом темных сил.




«Суспирия»



Финальная оргия, напротив провалена, такое впечатление, что снимал ее Гильермо дель Торо: оккультные действа больше напоминают новогодний утренник в детском саду, когда кто-то из родителей пришел без костюма, а просто с похмелья.


Но главный недостаток «Суспирии» Гуаданьино все же — в переизбытке цитат и полном отсутствии юмора. Если раньше он занимался лакировкой прекрасного, то теперь ретуширует ужасное. Напрасно!



Источник
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.