Страшная месть: Как убыточный «Гоголь» стал блокбастером

Страшная месть: Как убыточный «Гоголь» стал блокбастером

«Гоголь. Начало»


Проект «Гоголь» — один из самых успешных в российском кино последних лет. Завершающая часть трилогии, «Гоголь. Страшная месть», в стартовый уикенд заработала 230 млн рублей, а совокупные сборы франшизы перевалили за миллиард. «Гоголь» радикально изменил роли большого и малого экранов в прокатной бизнес-модели, и возможно, будущее российских сериалов и жанрового кино. Разбираем этот случай продюсерской изобретательности.

Игроки

Еще ни один телесериал ни в России, ни в мире не выпускали во всех кинотеатрах страны, да еще и с помпой, приличествующей большой национальной премьере. Прежде отношения большого и домашнего экранов были ровно обратными: из отснятого материала монтировалась короткая прокатная версия, которая шла в кино. Затем фильм демонстрировался по ТВ в полном, многосерийном формате. Так было, например, с «Адмиралом» и «Высоцким», созданными при поддержке Первого канала. Или с «Тарасом Бульбой» и «Анной Карениной», в производстве которых участвовала ВГТРК. Собственно, наличие телеканалов-инвесторов и обусловило появление в российской киноиндустрии эдаких кентавров — полуфильмов-полусериалов. С помощью двух версий — кинотеатральной и телевизионной — продюсеры диверсифицировали финансовые риски.


«Анна Каренина»



«Гоголь» на этом фоне выделяется своей нетипичной судьбой. Киноверсии сериалов, которые выходили в прокат ранее, планировались еще на стадии написания сценария. Но про кинопрокат «Гоголя» долгое время вообще никто не думал. В 2016-м, когда проекту давали зеленый свет, он должен был стать флагманским сериалом ТНТ, менеджмент которого в то время как раз задумался об обновлении формата. За производство «Гоголя» взялась компания «Среда» Александра Цекало. Со стороны ТНТ продюсерами «Гоголя» выступили Валерий Федорович и Евгений Никишов, с именами которых связаны такие проекты, как «Моими глазами», «Закон каменных джунглей» и «Измены».




На съемках фильма «Гоголь. Начало»



Но когда работа над сериалом была практически закончена, на ТНТ решили, что в обновленный формат не вписывается ни «Гоголь», ни многие другие проекты канала. В частности, из эфира было решено убрать все некомедийные сериалы. Новые сезоны успешных жанровых проектов, которые уже успели засветиться в эфире ТНТ («Чернобыль: зона отчуждения» или тот же «Закон каменных джунглей»), после этого переехали на ТВ-3, развитию которого холдинг «Газпром-медиа» надеялся придать новый импульс.




«Гоголь. Вий»



Вместе со своими проектами на ТВ-3 переехали и Федорович с Никишовым, получившие должности гендиректора и генпродюсера соответственно. Одной из первых проблем, с которой они столкнулись, стала фактическая невозможность окупить восемь серий «Гоголя» за счет показа на ТВ-3: размер аудитории и, соответственно, рекламные расценки не могли отбить бюджет «Гоголя», каждая серия которого стоила 30—40 млн рублей. Идея с кинопрокатом двух пилотных серий возникла исключительно как вариант дополнительного заработка проекта. «По большому счету мы выпустили сериал в прокат от страха, — признается Федорович. — Мы понимали, что никакой телеэфир на ТВ-3 не вернет нам те деньги, которые были потрачены на „Гоголя“. Конечно, мы прекрасно отдавали себе отчет в том, что это огромный риск, ведь этого не делал никто и никогда. На наше счастье эту безумную идею поддержало руководство холдинга „Газпром-медиа“».

Сорочинская киноярмарка

За несколько месяцев до старта первой части «Гоголя» в кинотеатрах ничто не предвещало ее громкого успеха. Эксперты громко высказывали опасения, что аудиторию отпугнет формат телесериала (зачем платить за то, что можно посмотреть дома?), и осторожно предсказывали сборы в районе 100 млн рублей. Отчасти этот скепсис разделяли и создатели: планировалось, скорее, раскачать телевизионную аудиторию с помощью кинопроката. «Мы планировали выйти ограниченным тиражом просто для того, чтобы привлечь внимание к проекту», — не скрывает Валерий Федорович. Не стоит забывать, что показ оставшихся шести серий должен был состоятся осенью 2017-го на ТВ-3. Таким образом, пилот в кинотеатрах выступал в качестве аперитива перед основным блюдом.




Премьера фильма «Гоголь. Начало» / Фото: Элен Нелидова для Кинопоиска



Веру в коммерческую силу проекта неожиданно вдохнули провинциальные букеры — специалисты по репертуарному планированию кинотеатров. Специально для них и других профессионалов индустрии в России несколько раз в году проходят кинорынки, где организуются превью многих коммерческих новинок. Реакция букеров порой сильно влияет на судьбу релиза: именно от этих людей зависит количество сеансов той или иной картины. «Весной 2017 года мы показали на кинорынке в Москве половину фильма „Гоголь. Начало“. Представители кинотеатров, посмотревшие его, были в восторге. Они подходили к нам и говорили, что это кино заслуживает широкой росписи. На следующем кинорынке в Сочи мы продемонстрировали фрагмент следующего фильма „Гоголь. Вий“. Увидев бурную реакцию зала, убедились в том, что нам нужен масштабный релиз».




Премьера фильма «Гоголь. Начало» / Фото: Элен Нелидова для Кинопоиска



Продюсеры не раскрывают цифры маркетинговой поддержки первой части. Однако они вовсе не запредельные. Фактически фильм рекламировался в рамках промобюджета, отведенного ему на ТВ-3 — дополнительных средств на рекламу в «Газпром-медиа» предпочли не выделять. Впрочем, с лета 2017 года медийные силы самого «Газпрома» включились на полную мощь. Вера профессионалов вселила в руководство холдинга уверенность в необходимости прокачивать проект рекламой на собственных ресурсах.




«Гоголь. Начало»



Ближе к прокату подросли и ожидания. Перед стартом «Начала» «Бюллетень кинопрокатчика», например, прогнозировал ему 180 млн рублей на старте. Но результат первого уик-энда на 35 млн превзошел и этот прогноз. Общие сборы «Начала» в России составили 444,5 млн рублей. После первой недели проката продюсеры объявили, что никакого телепоказа в ближайшее время не будет, а проект будет выпущен в виде трилогии, каждая часть которой состоит из двух серий. Для телеверсии припасли две серии из середины истории, которые, вероятно, будут показаны по ТВ-3 в новом телевизионном сезоне. Впрочем, телепоказ и связанные с ним рекламные доходы как бизнес-история для «Гоголя» служат приятным бонусом. Фактически уже сборы первой части позволили проекту Цекало и Федоровича окупиться. Дальше франшиза только приносила прибыль.

Взгляд на составление бокс-офиса

У любой победы много отцов. Теперь, когда стало понятно, что «Гоголь» стал одним из самых прибыльных российских проектов последних лет, многие пытаются найти рациональное объяснение этому феномену. Сам Федорович предпочитает уходить от ответа на прямой вопрос, делая упор исключительно на качество контента и самоотверженную работу всех ответственных людей: «Нам кажется, что у нас получился хороший проект, который интересно смотреть. Это огромная заслуга всей съемочной группы и команды постпродакшена. Они сделали гигантскую и тяжелую работу».




«Гоголь. Страшная месть»



Но есть и более конкретные факторы успеха. Один из них — вероятно, готовность российских зрителей смотреть неожиданные, выходящие за рамки стандартов сериалы. Не зря последнее десятилетие в истории западного ТВ называют золотым веком. Аудитория западных сериалов в России, конечно, не слишком велика, однако по многим признакам можно заметить, что она постоянно растет.


Например, количество подписчиков у «Амедиатеки», владеющей эксклюзивными правами на показ шоу HBO в России, в конце 2017 года достигло 700 тысяч. В основном это люди 25—35 лет, живущие в крупных городах. Примерно также выглядит и портрет среднего посетителя российского кинотеатра. То есть можно предположить, что аудитория «Амедиатеки» вполне могла сделать часть кассы «Гоголю», заинтересовавшись концепцией проекта, явными референсами которой выступали сериалы «Гримм» и «Сонная Лощина».




«Гоголь. Страшная месть»



С этим выводом согласен режиссер «Гоголя» Егор Баранов, в свое время приложивший руку ко многим проектам Александра Цекало, среди которых проданные на Netflix «Саранча» и «Фарца». «Конечно, „Гоголь“ был ориентирован на людей, которые знакомы с более смелыми западными телепроектами», — говорит он.


Второй фактор — это очевидная жанровая природа франшизы. Мелодраматическими, драматическими и историческими фильмами и сериалами российскую публику не удивишь, а вот качественный жанровый проект на русском языке днем с огнем не сыщешь. К тому же «Гоголь» эксплуатирует популярную в нашей стране мистическую тему и эстетику готического хоррора, которая тут выходит замуж за поп-фольклор. Эти элементы в разных комбинациях помогли в свое время заработать отечественным хоррорам «Невеста» и «Пиковая дама. Темный обряд».




«Невеста»



У «Гоголя» за счет дополнительных козырей (например, наличие приключенческой и фэнтези-линий) аудитория оказалась еще шире. «Не случайно самые востребованные сегодня в прокате жанры — это приключения и фантастика, — уверен Валерий Федорович. — Чтобы проект выстрелил на большом экране, ему нужны так называемые аттракционы, зрелищные эпизоды, которые поразят воображение зрителя. Режиссеры монтажа еще называют их трейлер-шоты — это эффектные кадры, которые зритель увидит в трейлере и захочет посмотреть именно на большом экране с крутым звуком. Когда мы решили выпускать „Гоголя“ в кино, мы специально доснимали некоторые из таких сцен».




«Гоголь. Начало»



Наконец, не нужно забывать про кастинг. Главную роль в «Гоголе» играет Александр Петров — на данный момент самый кассовый артист страны, пользующийся неизменным успехом у женской аудитории в регионах. С учетом трилогии «Гоголь» сборы всех фильмов с участием Петрова в российском прокате перевалили за отметку 3,5 млрд рублей за последние два года. На более взрослую аудиторию здесь работает редко снимающийся Олег Меньшиков. Есть в «Гоголе» и целая россыпь звезд среднего поколения (Евгений Стычкин, Ян Цапник), а также молодые и стремительно набирающие популярность артисты (Таисия Вилкова).




«Гоголь. Вий»



Одним словом, в случае с «Гоголем» несколько осколков пазла сложились в слово, волшебное для каждого российского продюсера, — «фильм-событие». И, конечно, теперь погреться в лучах славы «Гоголя» в российской киноиндустрии захочется многим.

Второй сезон на хуторе близ Диканьки

«Гоголь» уже задал несколько важных тенденций, которые будут актуальны для российского кинематографа в ближайшее время. Первая — это, конечно, дальнейший выпуск телесериалов в прокат. Телеканал ТВ-3 уже объявил, что следующий сериал Егора Баранова — постапокалиптическая фантастика «Аванпост» — будет показан в кинотеатрах в 2019 году. Тизер «Аванпоста» прикреплен к «Страшной мести». По словам Федоровича, этот сериал будет выпущен в формате дилогии.


Кроме того, уже вовсю идет работа над сценарием второго сезона «Гоголя», который также не останется без внимания кинотеатральной аудитории. И даже больше — похоже, мы становимся свидетелями зарождения киновселенной, населенной отечественными супергероями. В их роли выступят классики из школьной программы русской литературы.




«Гоголь. Страшная месть»



«Мы будем снимать второй сезон „Гоголя“ и как сериал, и как кино, но на этот раз поступим немного иначе, — говорит Федорович. — Каждая часть, которая выйдет в кино, будет по-прежнему состоять из двух серий, но теперь они составят законченную вертикальную историю — со своей завязкой, кульминацией и развязкой. Чтобы на выходе из зала у зрителя осталось впечатление, что он посмотрел цельное, законченное произведение. При этом горизонтальная линия никуда не денется. Во втором сезоне по-прежнему будет несколько основных интриг, которые будут красной линией проходить через все части и объединять франшизу в единое целое. Мы верим в то, что у идеи киновселенной, населенной классиками-супергероями, есть еще очень большой потенциал».


Что касается остальных производителей российских сериалов, то пока предложить кинотеатральной аудитории большинству из них нечего. Большая часть отечественной сериальной продукции не жанровые истории, а мелодрамы, детективы и ситкомы, которые вряд ли интересны посетителям мультиплексов. «У нас почти нет культуры смотрения драматического кино на большом экране, — рассуждает Егор Баранов. — Поэтому я не верю, что нежанровый сериал, выпущенный в прокат, сможет повторить успех „Гоголя“».




«Гоголь. Страшная месть»



Именно поэтому есть предположение, что для телепродюсеров успех «Гоголя» станет стимулом вкладывать средства в съемки жанровых проектов, что может сильно разнообразить отечественный телеконтент.


И, наконец, еще одно возможное последствие кассового успеха «Гоголя» — расширение ассортимента новинок в кинотеатрах. На ТВ-3 всерьез задумываются о том, чтобы и свои менее громкие премьеры демонстрировать в кино с помощью механизма введения платных абонементов. «Работает это так: зритель покупает абонемент и затем ходит с ним в кино, чтобы увидеть новые серии. Возможно, мы запустим такую систему уже в следующем году», — подытоживает Валерий Федорович.




«Гоголь. Страшная месть»



Пока эта бизнес-модель монетизации сериалов рынком воспринимается не без скепсиса. Но от категоричных выводов эксперты теперь благоразумно отказываются. В конце концов, и «Гоголь» был такой же темной лошадкой, а в итоге взлетел Пегасом на недосягаемую для многих российских проектов высоту.



Источник
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.