«Человек, который удивил всех»: Цыганов стал уточкой

«Человек, который удивил всех»: Цыганов стал уточкой

«Человек, который удивил всех»


В Венеции в программе «Горизонты» показали единственный конкурсный российский фильм — «Человек, который удивил всех» Алексея Чупова и Натальи Меркуловой, авторов эротической комедии «Интимные места» и сценария трилогии «Гоголь» Егора Баранова. Их новая картина — сказка про то, как простой лесничий «смерть смертию попрал» — активно эксплуатирует (кто бы что ни говорил) редкую для отечественного кинематографа тематику ЛГБТ.




«Человек, который удивил всех»



Немытая Россия, наши дни. В кадре березки, сельпо, угрюмые люди в болотных сапогах. Егор (Евгений Цыганов) служит лесником, он молчалив, непритязателен, в меру брутален, по-своему умен. В общем, типичная ролевая модель нашего авторского кино (вспомним «Сердце мира» Мещаниновой). Цыганов за свою карьеру играл таких героев много раз.


У Егора на иждивении беременная жена Наташа (Наталья Кудряшова), подросток-сын и вечно всем недовольный тесть (Юрий Кузнецов). Егор болен раком. Местные и городские врачи (камео Максима Виторгана) разводят руками. Жить Егору осталось пару месяцев. Поддавшись на уговоры супруги, он идет к знахарке. Та, попрыгав вокруг с какими-то вениками, отправляет скептически настроенного больного домой. А после, пьяная, встречает его в лесу и дает дельный совет: если смерть пришла за селезнем, обернись уткой (осторожно: дальше спойлеры!).




«Человек, который удивил всех»



С этого кульминационного момента начинается совсем другое кино. Впрочем, другое не стилистически — по форме это все та же психологическая драма с редкими вкраплениями народного юмора. Сюрприз «Человека, который удивил всех» мировоззренческого толка. Чупов и Меркулова в попытках ошеломить зрителя (хотя он ни о чем не просил — рака и березок уже достаточно для конфликта) неожиданно прибегают к мифологическому канону. Их Егор — Орфей, Геракл, Гильгамеш. У каждого народа имеется сказка о герое, побывавшем по ту сторону смерти и все же вернувшемся в мир живых. Вопрос лишь в том, какой ценой можно обмануть судьбу. Мировая художественная культура предлагает массу ответов — от Софокла и Еврипида до голливудской франшизы «Пункт назначения» через «Седьмую печать» Бергмана. Все они, разумеется, содержат определенный философский месседж. Ведь сюжет об игре со смертью, пускай и увлекательный сам по себе, — метафора. Смерть — единственный экзамен, который никому еще не удавалось провалить. Другое дело, как ты к нему готовился.


Но смерть в «Человеке, который удивил всех» — просто временные трудности, так же как ситуация с правами сексуальных меньшинств или здравоохранением в России. Достаточно перетерпеть (в фильме герою приходится пройти через анальное изнасилование), «обернуться уткой», подать пример смирения и терпения (от слова «потерпевший», а не «терпимость») — и зло отступит.




«Человек, который удивил всех»



К счастью для творческого тандема Чупова и Меркуловой, часть венецианской публики (судя по вопросам на пресс-конференции) идею фильма поняла неправильно. Трансгрессивные уловки Егора, готового на какие угодно унижения, лишь бы выжить, восприняли не как философскую притчу, а как социально-критический памфлет, обличающий гомофобию в частности и нетерпимость вообще. Привычно невыразительная игра артиста Цыганова им в помощь. Он никак не эволюционирует и не преображается (ни в утку, ни в кого) по ходу действия. Так что при желании зритель может приписать его герою любые свои идеи, мысленно смонтировав вечно уставшее лицо актера с любой актуально повесткой (эффект Кулешова). С легкостью можно поверить и в то, что семейный быт леснику Егору в тягость, и вот перед лицом смерти он наконец-то решает обнаружить свое истинное «я». Но на самом деле нет, герой просто притворяется.



Источник
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.