Я календарь переверну: 13 хорроров про Хеллоуин и другие праздники

Я календарь переверну: 13 хорроров про Хеллоуин и другие праздники

«Кошелек или жизнь»


Хеллоуин: «Кошелек или жизнь» (2007)


«Кошелек или жизнь»



Квадриптих из четырех разных историй, связанных только временем действия — кануном Дня всех святых. Здесь есть новелла про ворчливого старика, который ненавидит кошмарный праздник — он связан с городской легендой про плохих детей, отправленных на дно озера в школьном автобусе; присутствует умилительная семейная история про маньяка и его сына; одна из частей переписывает на праздничный лад «Красную Шапочку». Сквозной персонаж — невысокий, похожий на пугало дух Хеллоуина, которого зовут Сэм (вероятно, в честь аналогичного кельтского праздника Самайн). С потертым мешком на голове и острым леденцом в руке он является свидетелем некоторых происшествий и активным участником других.


Практически лишенный театрального проката, камерный, милый и старомодный фильм Майкла Догерти имеет армию фанатов, которые уже больше десяти лет ждут сиквел. Пока им остается довольствоваться комиксами по мотивам.


День святого Валентина: «Мой кровавый Валентин» (1981)


«Мой кровавый Валентин»



В небольшом шахтерском городке в Канаде 14 февраля — день ужаса и траура. Двадцать лет назад в шахтах произошел несчастный случай, а единственный выживший, отлежавшись год в психушке, устроил кровавую резню. На очередной юбилей он снова надевает противогаз и каску. В левой руке — кирка, в правой — коробка конфет. В такой экипировке он выглядит очень стильно, что, впрочем, не прибавляет фильму художественной значимости. Да, «Мой кровавый Валентин» — один из многочисленных подражателей карпентеровского «Хэллоуина», с заведомо дурацкой концепцией и кривоватым сценарием, беззастенчиво кровавое (у фильма были проблемы с рейтингами MPAA) месиво. Но при этом любимый слэшер Квентина Тарантино. Почему — понятно из первой же сцены: металлический штырь пронзает обнаженной девушке грудь на манер стрелы амура аккурат в том месте, где у жертвы вытатуировано сердце.


1 апреля: «День дурака» (1986)


«День дурака»



Приятели по колледжу собираются устроить весенний отрыв в роскошном коттедже на острове. Пригожий весенний денек заканчивается в духе «10 негритят», и до финала, конечно, доживут не все.


Самый странный гость из золотой эпохи подростковых хорроров, созданный усилиями сценариста Данило Баха (автор первоначальной версии «Полицейского из Беверли-Хиллз») и режиссера Фреда Уолтона (оригинальный «Когда звонит незнакомец»). Тут мало крови, почти нет обнаженки, зато есть много первоапрельских шуток и саспенса. Неожиданный, но очень логичный в контексте названия и даты на календаре финал выводит фильм из категории слэшеров да и хорроров вообще, но обойдемся без спойлеров.


Пасха: «Ночь Лепуса» (1972) / «Воскрешение» (1999)


«Ночь Лепуса»



В принципе главный хоррор, действие которого происходит точно на Пасху, — это вторые «Зубастики». Но не будем формалистами и обратим наш взор на фильмы, отражающие дух праздника: крашеные яйца, кролики и прочее.


Начнем с еще одного странного фильма из 1970-х — как следует из названия, про пасхальных кроликов. Дело происходит в пустынной Аризоне. Ученые, обеспокоенные ростом популяции грызунов, испытывают на животных новую сыворотку. Результат — настоящий кроликопокалипсис: милые пушистики вырастают до чудовищных размеров, пожирают людей и нападают на крупный рогатый скот. Фильм выглядит достаточно дико, чтобы быть истинным праздничным развлечением: настоящих кроликов тут снимали в миниатюрных декорациях, а в сценах насилия мутировавших обитателей пампы играют актеры в меховых костюмах. Кстати, в одной из главных ролей — Джанет Ли (та самая блондинка, бесславно погибшая в самом начале «Психо»).


Несмешная альтернатива кроликам — триллер категории Б — «Воскрешение» про фанатика-маньяка, который из частей своих жертв вознамерился собрать тело Христово. Этот лего-перформанс должен остановить очень напряженный детектив (Кристофер Ламберт), который сам в какой-то момент становится мишенью для убийцы. Это, конечно, не «Семь» Финчера, зато в фильме появляется Дэвид Кроненберг (в роли священника!).


1 мая: «Плетеный человек» (1973)


«Плетеный человек»



На островок у шотландских берегов прибывает полицейский инспектор. Говорят, тут пропала маленькая девочка — надо проверить. Местные жители, однако, все отрицают, даже мать девочки утверждает, что у нее никогда не было дочери. Вскоре инспектор обнаруживает, что все местные, включая младшеклассников, практикуют языческий культ, лидером которого является судья лорд Саммерайл (Кристофер Ли). А 1 мая у них самый главный праздник. Угадайте, кого принесут в жертву древним богам?


Классика жанра, в которой сочетается комедия о столичном типе, столкнувшемся с дикими провинциалами, и хоррор лучшего образца — смешные нелепости постепенно мутируют в настоящую жуть и смертоубийство. Ремейк «Человека» с Николасом Кейджем стал плохим фильмом и хорошим мемом. Один из последних клипов Radiohead (на песню «Burn the witch») открыто цитирует оригинального «Человека», а недавний «Апостол» Гарета Эванса, очевидно, был вдохновлен главным конфликтом фильма — столкновением христианского и языческого миров.


День матери: «День мамочки» (1980)


«День мамочки»



Подруги, отмечающие десятилетие со дня окончания колледжа, отправляются на выходные в лес. Уик-энд перестанет быть томным, когда они встретят пожилую женщину и ее двух сыновей-дегенератов.


Фильм Чарльза Кауфмана (и многочисленных членов его семьи — в титрах упомянута куча Кауфманов, в том числе и знаменитый Ллойд, ведь это фильм его студии «Трома») неплохо вписался в поднимавшуюся в конце 1970-х волну популярности слэшеров. При этом «День мамочки» сделан как хоррор-комедия с изрядной долей comic relief: карикатурные убийцы пользуются дезодорантом, распыляя его прямо на одежду, а все непотребства они творят во имя матери (снова привет «Психо»).


Патриарх американской критики Роджер Эберт поставил этому фильму ноль. Но не следует недооценивать значение «Дня». Свободный ремейк картины снял Даррен Линн Боусман, автор нескольких серий «Пилы», а среди других его поклонников — Элай Рот.


День рождения: «Омен» (1976)


«Омен»



Жена американского посла в Италии Роберта Торна теряет ребенка при родах. Торны решают усыновить младенца неизвестного происхождения. Дитя оказывается маленьким Антихристом. В день своего пятилетии инфернальный ребенок устраивает праздник непослушания — заставляет повеситься неугодную няню.


Это элегантное кино, в центре которого не кровь и кишки, а саспенс и расследование. Перед немолодым Торном постепенно разверзается буквально адская бездна ужаса. Не забудем и о других составляющих успеха: всегда действенная жанровая формула «злой ребенок», Грегори Пек в главной роли и не менее гениальный малыш Харви Стивенс (для юного актера «Омен» остался единственным фильмом; карьере в кино повзрослевший Стивенс предпочел торговлю недвижимостью). Дополняется это все латинским хоралом Джерри Голдсмита, получившим «Оскар» и «Золотой глобус» как лучший саундтрек.


Для телережиссера Ричарда Доннера «Омен» стал первым успешным проектом. Позже он снимет не менее знаменитое «Смертельное оружие», «Супермена» и «Мэверика».


Новый год: «Мучение» (2004)


«Мучение»



Редкий европейский гость в нашем праздничном шорт-листе. Угрюмый хоррор бельгийца Фабриса дю Вельца — эталон высокого стиля в хорроре. Тут все не только страшно, но и очень культурно. В первую очередь кастинг. Главного героя играет самый странный актер французского кино Лоран Люка — вы видели его вечно ошарашенное лицо маньяка в артовом «Лемминге», «На войне» Бертрана Бонелло, а также в «Сыром» и, возможно, в более позднем фильме дю Вельца «Аллилуйя». В эпизоде появляется Бриджит Лаэ, легенда французского порно и хоррора, много снимавшаяся в вампирском треше Жана Роллена.


Артист эстрады средней руки, носящий громкий псевдоним Марк Стивенс, зарабатывает новогодним чесом по домам престарелых. Удирая из одной особо гостеприимной богадельни, где его пытаются соблазнить 80-летняя старушка и 50-летняя медсестра (Лаэ), он попадает в лесную избушку к отставному клоуну-вдовцу, совершенно поехавшему головой на почве ревности. Через полчаса фильма клоун начинает считать героя Люка своей сбежавшей женой, и начинаются страсти, по жестокости сопоставимые с библейскими. Заметим, что точный перевод названия фильма — «Голгофа».


Вводная часть картины снята как новый европейский социальный реализм (типа «Догмы-95»), середина словно списана с Белы Тарра, а финал вызывает ассоциации скорее с большой драмой Нового Голливуда (вроде «Апокалипсиса сегодня»), чем с евротрешем (как вы могли бы подумать, прочитав синопсис). В общем, настоящий потаенный шедевр.


День благодарения: «День убиения» (2008)


«День убиения»



В этот своеобразный день национального единства (с добрыми индейцами) американцы запекают праздничную индейку. Индейка из «Дня убиения» сама запечет кого угодно — это отвратительный злой дух, карающий поселенцев с самой первой осени на американской земле. Его создал недовольный индейский шаман Пернатое Облако, оскорбленный пионерами. Теперь каждые 505 лет Индюк пробуждается, чтоб мстить бледнолицым.


Это очень дешевое кино с бюджетом в несколько тысяч долларов даже не пытается притвориться серьезным слэшером — чистый треш и угар. В одной из сцен Индюк надевает маску из свежеснятого с трупа лица и ходит в ней среди людей, а все воспринимают это как само собой разумеющееся!


Приключения индюшки продлились аж до «Дня убиения 3», поднимающего комедийный хоррор на неземные высоты — там есть космический червь-бисексуал, а сюжет разворачивается вокруг поисков утраченной второй части фильма (которой на самом деле никогда и не существовало в природе, ведь «День убиения 3» — это сиквел).


Рождество: «Крампус» (2015)


«Крампус»



Накануне Рождества одна американская семья сталкивается не только с внутренними ссорами и обидами. В гости к ним заявляется сам Крампус — персонаж австрийского фольклора, злой близнец Санты. Осатаневшие пряничные человечки, ожившие игрушки и бабушка в мешке — семейное рождественское кино еще никогда не было таким жутко веселым. Хотя предшественники у Крампуса есть, и преизвестнейшие — грустные рождественские драмы типа «Этой замечательной жизни» Капры и диккенсовская история о Скрудже.


Одну из главных ролей в фильме сыграла Тони Коллетт, звезда недавней «Реинкарнации». Все-таки неспроста «Санта» и «Сатана» звучат так похоже!


День независмости: «Дядя Сэм» (1996)


«Дядя Сэм»



Прах сержанта Сэма Харпера, погибшего в Кувейте от своих же снарядов, прибывает домой, в провинциальный городок Твин Риверз. Утром 4 июля, когда весь город уже охвачен патриотическими чувствами, сержант воскресает из мертвых, прикалывает ордена прямо на обожженную грудь, наряжается в карнавальный костюм Дяди Сэма и начинает действовать словно собирательный герой фильмов Станислава Говорухина. Для начала отправляется на кладбище и убивает четырех подонков, с утра пораньше оскверняющих американский флаг. Потом обезглавливает учителя-пацифиста, который настаивает на том, что вьетнамская война была ошибкой. Широкий арсенал смертельных трюков (недостаточно патриотичных горожан тут подвешивают на флагштоке, расстреливают фейерверками и так далее) усугубляет безнадежно трешевую эстетику фильма, но способствует здоровому отстранению как от убийственного ура-патриотизма, так и от пламенного либерализма.


Бонус: «Черные праздники» (2015)



«Черные праздники»



Неровный, но симпатичный альманах историй разных тональностей — от комичных до самых жутких — собирает под своей обложкой сразу восемь праздников. Разумеется, на каждый из них происходит что-то не то. Здесь есть рождественская VR-страшилка, инфернальная помесь Иисуса и пасхального кролика, ведьмовской шабаш на День матери и поклонение матери-змее на День святого Патрика. Сегмент, посвященный Хеллоуину, снимал сам Кевин Смит! Реакция зрителей неоднозначная (52% «свежести» на Rotten Tomatoes).





Источник
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.