Даг Лайман: «Харизма Тома Круза в десять раз сильнее, чем у Мэтта Дэймона»

Даг Лайман: «Харизма Тома Круза в десять раз сильнее, чем у Мэтта Дэймона»

Том Круз и Даг Лайман на съемках фильма «Сделано в Америке»


Даг Лайман известен как режиссер таких изобретательных боевиков, как «Идентификация Борна», «Мистер и миссис Смит» и «Грань будущего». 12 октября на российские экраны выходит новый фильм Лаймана «Сделано в Америке», где он вновь объединяется со звездой «Грани будущего» Томом Крузом. Это вольная интерпретация биографии «короля контрабанды» Барри Сила — американского летчика, занимавшегося поставками наркотиков и завербованного ЦРУ. Сценарий написал малоизвестный автор Гэри Спинелли. Сначала он детально изучил, как Сил взаимодействовал с ЦРУ, а затем существенно изменил сценарий в соответствии с идеями Лаймана.


Том Круз играет Барри Сила с упоением, которое ушло из выхолощенных шпионских боевиков и детективных триллеров. Его Барри курит сигары с Пабло Эскобаром и поставляет оружие колумбийским повстанцам, взлетает с крошечной полосы в джунглях, рискуя разбиться о горы, распихивает пачки наличных по чуланам и сараям, совершенно четко зная, что в любой день к нему могут прийти люди с автоматами.


Жена Барри, Дебби (Сара Райт), на растущее семейное состояние смотрит сначала с недоверием, потом с воодушевлением. Главное, чтобы детям ничего не угрожало. Но если ты работаешь одновременно на наркокартель и на ЦРУ, то угроза всегда где-то рядом. Все это снято довольно безумной, кружащей вокруг героев ручной камерой. Эффект погружения максимальный.



«Сделано в Америке»


КиноПоиск созвонился с Дагом Лайманом, чтобы расспросить его о том, как снимался «Сделано в Америке».


— Изначально фильм назывался «Мена» — по имени городка, где жил Сил. Почему решили заменить это название на более громкое «Сделано в Америке»?


— Сценарий Гэри Спинелли фокусировался во многом на совершенно возмутительной операции, которую ЦРУ проводило в этом маленьком городке Мена. Уровень абсурда просто зашкаливал! Агенты в Вашингтоне почему-то думали, что если они организуют совершенно нелегальную операцию в забытом богом городе в Арканзасе, то никто просто ничего не заметит! Они даже не думали, что там вообще-то живут люди и они способны видеть и слышать. Столкновение двух миров в маленьком городке Мена и было основной линией первоначального сценария. Том Круз и я влюбились в эту историю, но мы хотели вывести ее на другой уровень. Вся эта история с Меной — важная деталь, но не полноценное ядро всего фильма. Фильм разрастался, и название «Мена» было ему уже не по размеру. Это как если бы вы интервьюировали меня сколько-то лет назад и, возможно, звали бы меня Дагги. Но сейчас я уже не Дагги, я вырос. Фильм тоже вырос, и ему пришлось сменить имя.


— Зачем нужно было обязательно в который раз помещать слово «Америка» в название фильма? Это так принципиально для сюжета, что главный герой — американец, а история происходит в США?


— Америка создавалась людьми, которые покинули Европу. Это были индивидуалисты, которые уехали строить новую страну. Думаю, эти качества передавались из поколения в поколение, поэтому в мире существует универсальный стереотип: в Америке каждый за себя. Это страна возможностей, да, но если ты сам себе не поможешь, то никто не поможет. Наверное, это есть то, что делает Америку великой страной. У Барри Сила таких качеств было в избытке, а еще он обладал удивительным талантом нарушать правила. Если задуматься, то первую американскую революцию в XVIII веке вершили такие же нарушители закона. Это были первые партизаны, ведь только так можно было победить англичан. Так что наши предки — нарушители правил, индивидуалисты, оппортунисты. Поэтому, наверное, нам и удалось прийти к процветанию. Мы создали великие интернет-компании, не следуя правилам, но обходя и преступая их. Сильная позиция США в мире — тоже следствие этого беспредельного индивидуализма. Мне хотелось прославить эти качества в своем фильме, поэтому наше кино буквально прославляет Барри Сила. Мы не осуждаем его — мы восхищаемся его умением жить вне всяких границ и ограничений.



«Сделано в Америке»


— Семья Барри Сила видела сценарий?


— Мы очень тесно сотрудничали с вдовой Барри, Дебби Сил. Вы должны понимать, что это не мы смотрим на фигуру Сила через розовые очки. Все, кто знал Барри, любили его, восхищались им. После смерти мужа Дебби больше не вышла замуж. Она и сейчас любит Барри так же сильно, как в день, когда он умер. И это женщина, которая думала, что выходит замуж за благородного летчика гражданских авиалиний. Она показывала нам фотографию из тюрьмы, сделанную, когда она навещала там Барри в его день рождения. На этой фотографии она разрезает праздничный торт с помощью мачете! Жена летчика, образцовая домохозяйка — представьте себе. Мы встретили одного пилота в Колумбии, когда снимали там. Он тоже знал Барри Сила. Барри украл у него самолет в начале 1980-х. Сказал, что протестирует его в полете, взлетел и больше не возвращался. И этот парень тоже говорил про Сила с любовью и восхищением, как и ребята из правительства, с которыми мы встречались.


— Тома Круза в образе Сила действительно сложно не полюбить.


— Да, Том Круз идеально подходил на роль Барри Сила, ведь люди обожают Тома Круза. Мне это буквально развязало руки. Похожее было с Джейсоном Борном: мне удалось создать герою Мэтта Дэймона очень мрачную предысторию, потому что зрители все равно будут ему симпатизировать. Положительная харизма Мэтта буквально проступает через экран. А у Тома Круза она в десять раз сильнее. Мы могли показать Барри Сила каким угодно, и благодаря Тому его все равно будут любить. Так было и в реальности: что бы Барри ни творил, его обожали.



«Сделано в Америке»


— Фильм начинается, когда Барри Сил — достаточно молодой человек. И сложно поверить, что Тому Крузу, играющему эту роль, 55 лет. В чем его секрет? В адреналине, который он получает, выполняя трюки и пилотируя самолеты?


— Мне кажется, Тому Крузу просто в кайф быть Томом Крузом! Это и есть секрет его неиссякаемой энергии. Когда мы работали над «Сделано в Америке», мы вместе снимали дом — я, сценарист Гэри Спинелли и Том. Кстати, не уверен, что подобное вообще когда-либо практиковалось в киноиндустрии, чтобы продюсер, сценарист и актер жили вместе во время работы над фильмом. Каждое утро Том будил меня примерно за час до времени, которое я поставил себе на будильнике. «Давай вставай! — стучал он в дверь мне и Гарри. — Пойдем снимать кино!»


Я даже придумал завязку для научно-фантастического фильма, в котором обычному человеку в качестве некоего приза дается возможность денек побыть Томом Крузом. Поверьте, если вы окажетесь в теле Тома, вы тоже будете вскакивать ни свет ни заря с огнем в глазах и желанием снимать фильмы. Кому не захочется, когда у вас тело, лицо и талант Тома Круза? Думаю, это и есть ключ ко всему: он искренне благодарен за те возможности, которые ему даны, и старается использовать их по максимуму.


— Кстати, а зачем вы жили втроем?


— Тому и мне очень понравился сценарий, но мы хотели его развить. У нас была эта фотография жены героя с праздничным тортом и мачете в тюрьме, и мы постоянно думали: как передать эту страсть? Мы начали с кастинга, и это было непросто. Мы пересмотрели всех возможных актрис, пока не нашли Сару Райт. Нам нужна была девушка, которая, может быть, не выглядит образованной и утонченной, но обладает невероятной внутренней силой, железным стержнем. И Сара оказалась именно такой, потрясающе перенеся силу Дебби на экран.


Что же касается отношений Сила с ЦРУ, там была другая история. Агентов набирают из лучших студентов университетов «Лиги плюща», а потом этим золотым мальчикам доверяют рекрутировать преступников для работы на разведку. Какая между ними будет динамика, как они будут вести себя друг с другом? Как показать отношения амбициозного студента из «Лиги плюща», знающего, что такое правила, и постоянно им следующего, с авантюристом из Луизианы? Как перенести это на экран, эту живую, дышащую материю отношений между персонажами?


Конечно, кастинг сыграл большую роль. Если бы мы взяли на роль агента ЦРУ кого-то старше, чем Донал Глисон, их отношения были бы совсем другими. Пока мы жили вместе со Спинелли, мы постоянно обсуждали эти нюансы — за работой, за обедом, за ужином. Мы с Томом точно знали, что мы ищем, на уровне чувств, и нам важно было донести это до сценариста.



Даг Лайман на съемках фильма «Сделано в Америке»


— То есть вы постоянно меняли сценарий в зависимости от своих чувств?


— Кино — это вообще очень подвижная, пластичная материя, где от изменения каждого из элементов все приходит в движение, меняется. Да, есть режиссеры, которые берут готовый сценарий, набирают под него актеров и просят их не отступать от текста ни на миллиметр. У нас был другой подход, мы действительно отталкивались от своих чувств. Что-то может работать на бумаге, но совершенно не передавать эти эмоции.


К тому же Том и я пилоты, и благодаря помощи американской военной авиации у нас была возможность добавить в сценарий настоящие погони в воздухе, экшен-сцены с участием самолетов, летящих на огромной скорости. Причем Том сам выполнял все трюки, был за штурвалом! У какого еще режиссера была такая возможность — снимать звездного актера в погоне на самолетах на огромной скорости и делать это по-настоящему, да еще и в джунглях Южной Америки? Сейчас ведь так много фильмов снимается с помощью компьютерной графики. А у нас была возможность пережить настоящие приключения.



Источник
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.