Русский из «Родины»: Коста Ронин — о шпионаже в американских сериалах

Русский из «Родины»: Коста Ронин — о шпионаже в американских сериалах

Коста Ронин / Фото: Getty Images


30 мая подошел к концу сериал «Американцы», без которого не обходится ни одна церемония «Эмми». Его создатели сделали главными героями супругов Дженнингс — тихую семейную пару, которая живет в Вашингтоне и ведет туристический бизнес. Но на самом деле турбизнес и семейная жизнь — ширма. Дженнингсы работают на КГБ.


Второй важный сериал со шпионами — «Родина» (ее транслируют на Showtime) — продержался семь сезонов. На протяжении 48 эпизодов церэушница Кэри Мэтисон сражалась исключительно с Ближним Востоком — Ираном, Ираком, Пакистаном и террористами. В пятом сезоне в уравнение добавилась русская переменная. К шестому сезону «Родина» переместилась в Вашингтон, а к седьмому Кэри вступила в открытое противостояние с русскими.


И в том, и в другом сериале шпионов играет калининградец Коста Ронин. В интервью КиноПоиску он рассказал, как сумел сделать карьеру за рубежом.

Самурай без хозяина

Коста Ронин — это псевдоним. Коста — производное от Константина, Кости. Но учитывая то, что в английском нет как таковой буквы «я», Костя превратился в Косту. Один написал так в титрах, другой подхватил, так дальше и пошло. Ронин — не настоящая фамилия. Этот псевдоним я взял себе в начале своей карьеры. Его корни — в восточных единоборствах, которыми я когда-то занимался. Ронин с японского — самурай без хозяина. Значение этого слова отражает то, что я раньше чувствовал творчески. Если вкратце, мне всегда было важно заниматься своим делом, несмотря ни на что. В свое время я, можно сказать, жил параллельно несколькими жизнями, и у меня не было определенного пути. Семья, друзья, общество — каждый диктовал свое, а я просто хотел идти к намеченной цели.


Коста Ронин



Родился я в Калининграде, дальше был 5 лет в Новой Зеландии, 10 лет в Австралии, а только потом США. Переезд не был продиктован ситуацией в России — мне тогда было 17. Я бы сказал, что люди передвигаются по миру по двум причинам — либо убегают, либо к чему-то двигаются. Нам не от чего было бежать. Просто Россия в 1990-е была сложным местом. Мало кто знал и до конца понимал, что происходит в стране. Маме предложили краткосрочный контракт в Новой Зеландии — она работала на министерство молочной промышленности. Мама уехала, и меня с братом в ее отсутствие воспитывала бабушка. Маму всегда тянуло обратно к нам. Ей хотелось быть рядом, но контракт все продлевали и продлевали. Полгода растянулись надолго. Жить на две страны не получалось, поэтому однажды она вернулась и окончательно забрала нас с собой. В Новой Зеландии я получил высшее образование в международных отношениях. Переезд в Австралию уже был моей идеей, там я получал бизнес-образование. В этот раз я страну менял уже один.

Три-четыре пробы в неделю

Не было такого, что я выбрал профессию актера. Скорее, актерское ремесло выбрало меня. Первый раз я вышел на сцену, когда мне было лет пять. Я до сих пор помню это ощущение: стоишь на сцене и видишь жизнь глазами другого человека. Уникальное чувство. С тех пор игра, перевоплощения никогда меня не оставляли. Ненадолго я отходил от актерского курса, были разные перипетии, но меня все равно возвращал творческий процесс.




Коста Ронин



Я прошел период театрального обучения в России. Потом работал на радио, где у меня с другом была своя программа. Был 1996 год, мы оканчивали школу и отправились на калининградскую радиостанцию «Радио-БАС». Принесли проект программы и сели за стол переговоров с гендиректором и директором по маркетингу. Мы предложили программу обучения английскому языку через песни, плюс все было завязано на радиотеатре. Тогда не было четкого разграничения на отделы, все занимались всем. Я был и диджеем, и ведущим, и рекламу продавал. В общем, полностью окунулся в творческий рабочий процесс. Вдобавок я был самым молодым на радио, младше остальных на пять-десять лет. Программа просуществовала полгода, а всего на радио я проработал два года. Можно сказать, что за этот период у меня появились навыки монтажа, продюсирования, написания сценария, постановки. Потом был переезд, и я старался пробовать себя в разном творчестве: играл, снимал, писал сценарии. Не считаю себя заложником одного амплуа.


Когда проходил кастинг «Американцев», я записывал очень много проб. Работал без выходных, делал по три-четыре пробы каждую неделю четыре месяца подряд. Мне важно было, чтобы режиссеры по подбору актеров знали, что я могу. Старался постоянно быть у них на виду и отправлял свои материалы, даже если не подходил на роль. Суть в том, что на каждую роль сотни, а то и тысячи кандидатов со всего мира. Естественно, встретиться с каждым нереально, но есть надежда, что в какой-то момент режиссер или продюсер вспомнит тебя и поймет, что ты именно тот, кто нужен.


Через два-три месяца пришел запрос записать пробу на персонажа Олега Бурова, сотрудника советской резидентуры в Вашингтоне. Я записал, отправил и вскоре получил запрос на второй тур, который проходил уже на студии. Была встреча с продюсером и режиссером «Американцев» Дэниэлом Сакхаймом. Беседа была в здании DreamWorks. Это фантастическое место, там чувствуешь, какая история творилась в этих стенах и какие люди проходили по этим коридорам.


В третьем туре была читка сценария с Аннет Махендру, сыгравшей в «Американцах» Нину. В итоге меня наняли на первые два эпизода. Да, только на первые два эпизода. Тогда я не знал, что история Олега растянется на пять сезонов. Мой контракт постоянно продлевали и продлевали, пока герой не стал в сериале одним из главных персонажей.

Новая «Родина»

Последние шесть лет живу в голове русских спецагентов. С появлением «Родины» мое расписание стало сложнее: два сезона, два сериала, два города, две съемочные площадки, два очень разных персонажа.


Я всегда создаю образ с нуля. До своего первого съемочного дня проделываю много работы. Нужно, чтобы в конечном итоге все мысли, которые приходят в голову герою в сцене, были не моими, а его. Персонаж должен жить и мыслить автономно. И Евгений Громов, и Олег Буров — шпионы. Оба сыновья своего народа. Дети своих времен. У них разное образование, разная подготовка. Что уж, они пьют разные напитки, читают разные книги. Я молчу про то, что действие с участием Олега разворачивается 30 лет назад, а Евгений — в нашем времени. Суть в том, что Евгений в принципе знает больше Олега. Ему известно, какие исторические события произошли.


В предпоследнем эпизоде седьмого сезона «Родины» проходит дипломатическая встреча США и России. Америка заявляет об активных мерах на территории Штатов и называет подобные действия агрессией. В ответ Евгений выдает монолог про агрессию, которая началась очень давно с подачи Америки. Он говорит об истории действий США по отношению к СССР и России, причины которых, на его взгляд, уходят корнями в холодную войну и распад СССР.




«Родина»



Персонаж из «Родины» опирается на исторические факты, подавая их через свою призму. Персонаж из «Американцев» живет в 1987-м и не подозревает, что произойдет в 2018-м. Пожалуй, это главная сложность — перенестись мыслями в прошлое и жить в неведении. Чтобы поддерживать это неведение во всем, я даже не заглядывал на площадку, когда там снимали сцены с агентами ФБР: мой персонаж не знает, что происходит по ту сторону баррикад, и я знать не должен.


«Родина» по-другому черпает информацию. Это не документальный фильм, но и не мифическое произведение с единорогами. Все должно происходить сейчас. Главные герои работают в политической сфере, и поэтому экран — продолжение реальности, и поэтому Россия стала силой, противоборствующей Кэри и США в «Родине». Но Россия — не зло на экране и не зло в мире. Сериал показывает, что люди смотрят на одно и то же по-разному. Пример со встречей в 11-м эпизоде «Родины» показателен. Факты остаются фактами. Произошла война, имела место агрессия, но одна сторона смотрит на это так, а другая — иначе. В этом и прелесть «Родины»: зритель решает сам, на чьей он стороне.


«Родина» постоянно обращается к аудитории. Сериал не толкает к какой-то исключительной правде, а создает возможность выбора, дает шанс взглянуть на ситуацию с разных сторон и сформировать свою личную позицию. Если зритель начинает задавать вопросы о развивающихся событиях и видит всю палитру поступков персонажа, значит, моя работа как актера, работа сценаристов и режиссеров сделана хорошо.

Уникальные «Американцы»

«Американцы» уникальны. До них в кино и на ТВ персонажей делали одногранными. Их главной функцией было двигать сюжет вперед. Исключениями были разве что «Клан Сопрано» и «Прослушка». В этих сериалах работала концепция с антигероем в социуме. «Американцы» же первыми вышли на международный уровень, создав психологическую социальную дилемму. Аудитория смотрит и болеет за русских шпионов. Где это видано?


В этом и прелесть процесса: зритель болеет не за СССР, Россию или США, зритель болеет за людей. Такие сериалы прежде всего рассказывают историю. Задача актера — найти правду. Поэтому смотрящего вовлекают в действие. Зрители живут вместе с героями и понимают их. Быть может, люди находят в персонажах себя.




«Американцы»



«Американцы» не гонят одну точку зрения. Такие сериалы задают вопросы, которые позволяют заглянуть в себя. На волне «Американцев» как раз начали появляться «международные» сериалы, в которых герои не из США — например, «Нарко».


Шоураннер «Американцев» Джо Вайсберг раньше работал в ЦРУ и очень много знает о СССР и его взаимоотношении с США. Он настоящий спец по этой части. Его личных взглядов я не знаю, но с творческой точки зрения зрителю и мне повезло. Создатели заинтересованы в том, чтобы рассказать историю в действительно правдивых рамках. Оттого в процессе задействовано много русских, оттого мы бережно относимся к деталям, оттого в «Американцах» нет пропаганды. Есть история, которую создатели рассматривают с разных сторон.

Никаких импровизаций

В 1990-е вышло немало фильмов про Россию, над которыми сейчас люди смеются. Но Алекс Ганса, Ховард Гордон, Джо Вайсберг, Джоэль Филдс — люди другого склада ума. Кто-то прочитал статью и сделал сезон, а такие, как Ганса, Гордон и Филдс, потратят много времени на подготовку. Они встречаются с людьми и анализируют огромное количество материала, потому что хотят рассказать историю так, как она этого заслуживает.


По этой же причине в «Американцах» большое внимание уделялось русским диалогам. Реплики не просто переводились с английского на русский. Создатели искали людей, которые способны мыслить на языке персонажа.




«Американцы»



Был огромный кастинг в «Американцах». Филдс и Вайсберг просмотрели сотни людей. И в итоге нашли тех, кто внес огромный вклад в написание сценария. Многие реплики пришли от нас, от русскоязычных актеров. В русских строчках сценария очень многое может поменяться по сравнению с первоначальной версией. Сценарий пишет группа людей. Каждая написанная сцена попадает к переводчику. От переводчика текст передается актерам, и актеры уже смотрят, обдумывая, как бы это сказал их персонаж. Можно что-то убрать, что-то добавить, что-то изменить в формулировке. В процессе написания рождается 10—11 версий сценария, в которых диалоги прописаны по-разному. Это тонкая лингвистическая материя. Важно понимать, что русские диалоги актеры не пишут сами. Переводчики проделывают огромную работу, и их текст выглядит вполне аутентично.


В день съемок на площадке работают два скрипт-супервайзера, и русскоговорящий консультант следит за русским текстом. Импровизация отсутствует абсолютно.


Вдобавок создатели «Американцев» много времени уделяли тому, где проходят съемки и что попадает в кадр. Каждая маленькая деталь имела большое значение во избежание исторических неточностей. К примеру, была сцена в пятом сезоне, где Олег находится в парке. В этом парке на углу есть здание. Так вот, мы поднимали архивы, чтобы убедиться, что этого здания не было в 1980-х.

Связи с родиной

Очень часто бываю в России. Две недели назад был в Москве. Моя девушка — русская. У меня есть контакт с русской аудиторией, но, честно говоря, не представляю, насколько велика фан-база сериалов «Родина» и «Американцы».


Здесь, в США, меня пригласили в Куантико, в Академию ФБР, тем самым отметив мою работу. Я провел в Бюро целый день. Мне показали все: где бывал глава ФБР, где живут курсанты и агенты, где полигоны, где тренировочная автотрасса. Трассу я даже опробовал. Обалденное впечатление.


Что меня поразило больше всего, так это люди, с которыми я общался. Не было чувства, что я разговариваю с агентами ФБР. Было чувство, что пью пиво со старыми знакомыми. Про политику речь не шла. Я спросил, почему люди пошли на эту работу. 100% агентов ФБР ответили: чтобы помогать людям. Они подчеркнули: не американскому народу, а людям.




«Родина»



Очень много сообщений я получаю в соцсетях, в том числе на русском языке. Сообщения приходят каждый день — от людей, которые начинают учить русский язык, возвращаются к этому, читают русскую классику, или от тех, кто едет в Россию. Многие присылают фото. Одно из таких посланий я повесил на общую ленту, потому что такие отклики очень приятны и важны. Значит, моя работа имеет смысл. На сообщения в соцсетях я отвечаю сам. Я понимаю, что все занятые люди. И если человек находит время написать мне и выразить свои эмоции, то самое малое, что я могу сделать, — прочитать его и выразить благодарность.


Мне все равно, где сниматься — в Америке, в России, в Австралии. Главное то, о чем кино, кто персонаж и что он пытается донести.


Если придет предложение из России, обязательно его рассмотрю. В России много талантливых людей... Список длинный. Когда я приезжал, посмотрел несколько фильмов, в том числе «Легенду № 17». Остался в диком восторге. Это правильно сделанное кино — от сценария до игры актеров. Это фильм, который заставляет чувствовать. Вот в таких проектах я бы с удовольствием сыграл, в таких творческих командах я хотел бы работать.


Сейчас у меня в разработке несколько проектов. Голливуд так устроен, что постоянно ведутся разговоры, но пока не хочу рассказывать ничего конкретного. Разрабатываю несколько проектов со сценарной точки зрения и один — с продюсерской. После напряженной работы над двумя персонажами сразу хочется немного отдохнуть и шагнуть в сторону. Поэтому новые проекты не политические и не шпионские.



Источник
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.