Ночные животные: История создания фильма «Под покровом ночи»

Модельер Том Форд семь лет назад попробовал себя в режиссуре. Драма «Одинокий мужчина» с Колином Фёртом пришлась по вкусу не только любителям красивого кино, но и критикам: у дебютной ленты Форда 85 % положительных рецензий на сайте Rotten Tomatoes.

Затем Форд надолго замолчал. «Признаться, я не собирался уходить из кино надолго, — говорит режиссер. — Но я открыл сотню магазинов, стал отцом и потратил некоторое время на поиски нужного материала. Когда он нашелся, то мне потребовалось три года для работы над ним».

Роман в романе

Нужным материалом оказалась книга Остина Райта «Тони и Сьюзен». Роман, опубликованный в 1993 году небольшим издательством, стал бестселлером, после чего 11 издательств Нью-Йорка, отвергших книгу, рвали на себе волосы. Студия Universal приобрела права на экранизацию, но не спешила с постановкой.

Райт, литературный критик и почетный профессор Университета Цинциннати, вел семинары писательского мастерства. По словам студентов, его больше всего интересовали технические аспекты работы над текстами. Рассматривая романы как под микроскопом, Райт относился к книгам так, будто они были живыми существами, способными выдать свою ДНК особо упорным ученикам.

Ночные животные: История создания фильма «Под покровом ночи»

Проза писателя точно так же скрупулезно рассматривает отношения мужчин и женщин. «Тони и Сьюзен» — роман в романе, книга-матрешка, в которой заключены сразу две истории. Протагонистка, 49-летняя преподавательница английского Сьюзен Морроу, получает от своего бывшего супруга Эдварда Шеффилда рукопись под названием «Ночные животные». По сюжету будущей книги мягкий и скромный математик Тони Гастингс с семьей отправляется в загородный дом в штате Мэн. По дороге на машину нападают бандиты, убивают жену и дочь Тони, но сам он чудом остается жив. Сьюзен, читающая роман, вспоминает свои отношения с Эдвардом и переоценивает их. Она несчастна в браке, и сейчас у нее появляется надежда на возвращение в прошлое.

Том Форд прочитал «Тони и Сьюзен» по совету знакомого из Англии. «Я не мог оторваться. Книга захватила меня целиком. И я подумал: „Как перенести эту историю на экран?“ Тогда я еще не знал, но книга как будто говорила со мной. Но в итоге кино получилось совершенно другим».

Предыдущий фильм Форда тоже имел под собой литературную основу. «Одинокого мужчину» режиссер снимал по книге Кристофера Ишервуда. Для адаптации «Тони и Сьюзен» Форд выбрал ту же стратегию, что и для своего дебютного фильма: «Я изменил очень многое. Считаю, что кино и литература — это совершенно разные вещи. Для писателя его книга всегда останется книгой. Его детище идеально, оно всегда будет существовать в форме книги. Для меня, режиссера, важно донести до зрителя дух книги и сделать это наиболее подходящим визуальным образом. Иногда это одно и то же, иногда — нет».

Ночные животные: История создания фильма «Под покровом ночи»

Форд пишет сценарии, заранее продумывая сцены. Поскольку кино — это совершенно другой медиум, в отличие от литературы, режиссер подходит к нему так: даже при выключенной звуковой дорожке зритель должен понимать, что происходит на экране. Еще Альфред Хичкок подходил к звуковому оформлению своих фильмов, как в немом кино: если отключить звук в его картинах, все равно получится необходимый саспенс-эффект. «Хотя у меня есть привычка выдавать очень длинные разговорные сцены. По крайней мере актеры начинают намекать мне об этом!»

Модельер и смерть

В героине Сьюзен Форд нашел родственную душу. «У нее есть все материальные блага, но в какой-то момент она понимает, что они неважны для нее. То же самое случилось со мной лет шесть-семь назад. Сьюзен трудно жить в моем мире. Это мир абсурдно богатых людей и пустоты, — говорит режиссер. — Жизнь может быть бесконечным и ни к чему не приводящим квестом по поиску счастья. А оно, как известно, ускользает от нас. Потому что концепции счастья, пропагандируемой нашей культурой, попросту не существует. Никто не живет долго и счастливо. Можно купить дом, окружить себя разными вещами, но ты не будешь счастлив. Жизнь — совокупность разных моментов. Счастья, трагедии, скорби, несчастья. Но культура вбивает нам в головы совершенно другое».

Выросший в техасском Остине Том Форд не понаслышке знает, что такое иметь свое собственное мнение и собственный взгляд на мир. Он рос аутсайдером, запуганным своими чересчур заботливыми родителями. «Когда тебе в детстве постоянно говорят, что на дороге нельзя играть, а то убьет, а если упасть, то можно повредить голову, хочешь не хочешь, а в тебе поселится страх».

Ночные животные: История создания фильма «Под покровом ночи»

В детстве Форд был невысоким и застенчивым мальчиком, ненавидящим игровые виды спорта, столь популярные в американских школах. Депрессия нагрянула к юному Тому рано и подружилась с ним надолго. Сейчас он утверждает, что с ним все в порядке, но в детстве Форду пришлось справляться не только с осознанием иной сексуальной ориентации, но и с родителями-алкоголиками. Мысли о самоубийстве посещали будущего модельера с восьми лет. Семейный алкоголизм добрался и до него, но, к счастью, Форд сумел взять эту часть жизни под контроль. С депрессией сложнее: «Я постоянно думаю о смерти. Не проходит и дня, а порой и часа, чтобы я не подумал о смерти. Наверное, таким уж я родился».

Какое-то время Форд хотел быть актером. Здесь режиссер всегда поправляет интервьюеров: «Я хотел быть кинозвездой!» Угловатый подросток вырос, стал симпатичным юношей и отправился покорять Нью-Йорк. Он изучал историю искусств, поступил в школу дизайна Parsons и однажды получил роль в рекламном ролике. К собственному удивлению, Форд обнаружил, что актером ему быть не нравится. «Я был ужасно застенчивым. И ничего не изменилось. До сих пор ненавижу, когда меня фотографируют. Окружающие не ожидают от меня такой реакции». В итоге Том Форд выбрал стезю модельера.

Ночные животные: История создания фильма «Под покровом ночи»

Однако Форд всегда любил кино. Драма Фассбиндера «Горькие слезы Петры фон Кант» вдохновила его на несколько коллекций. «Мы, дизайнеры, поступаем так часто. Многим кажется, что мы просто набрасываем несколько тряпок на модель и отправляем ее на подиум, но это не так. В мире моды мы воруем образы из фильмов только так».

Уйдя из дома Gucci, Форд основал собственную продюсерскую компанию Fade to Black и принялся искать инвесторов. Поиски финансирования и разработка сценария для дебютного проекта оказались труднее, чем он ожидал. «В 2006-м я запаниковал и решил вернуться в мир моды. Решил, раз меня уже и так знают как дизайнера, нужно основать собственный бренд. Я вообще очень практичный человек». Голливуд принял Тома Форда с распростертыми объятиями. Энн Хэтэуэй, Райан Гослинг, Уилл Смит, Джонни Депп, Генри Кавилл с удовольствием надевали вещи Форда на премьеры и красовались в них на красных дорожках. Более того, Дэниэл Крэйг появляется в костюмах Тома Форда в трех последних фильмах о Джеймсе Бонде. Дьявол, может быть, и носит Prada, но агент 007 предпочитает Тома Форда.

Ночные животные: История создания фильма «Под покровом ночи»

Однако желание снимать кино не покинуло модельера, и он решился вложить собственные финансы в экранизацию романа Кристофера Ишервуда «Одинокий мужчина». «Да, я потерял на этом фильме некоторые деньги, но картина стоила каждого пенни», — говорит Том Форд. А потом жизнь свела его с книгой Остина Райта.

Герои и героини

Интересно, что некоторое время «Под покровом ночи» был связан с Джорджем Клуни. Актер не собирался играть в фильме — его интересовали продюсерские функции. Однако, как говорит партнер Клуни по компании Smoke House Pictures Грант Хеслов, оказалось, что в проекте Форда им особо нечего делать. «Мы с Джорджем встретились с Томом, потому что нам понравился сценарий. Оказалось, что он ко всему готов. Финансирование, кастинг, съемочная группа — он знал все. Нам с Джорджем показалось глупо примазываться к проекту, который и без нас отлично складывался».

Первым делом Форд обратился к Эми Адамс. «Я с самого начала видел ее в этой роли, потому что мне очень хотелось, чтобы Сьюзен вызывала симпатию зрителя», — поясняет режиссер. Сьюзен — неоднозначная особа, которую можно было бы легко возненавидеть, окажись на ее месте другая артистка. «В Эми невозможно не влюбиться, — считает Форд. — В ее глазах есть такая задушевность, благодаря которой вы будете переживать за ее героиню».

Ночные животные: История создания фильма «Под покровом ночи»

«Том создал целый мир для Сьюзен, — считает Адамс. — Это очень помогло мне с работой над персонажем. Кроме того, Том стал своего рода моей музой. В нем было что-то похожее на Сьюзен, а со временем я поняла, что он выписал в этой героине себя. Это очень личная история».

Затем появился Джейк Джилленхол. Актер вспоминает, что Форд позвонил ему и в первом же разговоре объяснил, насколько личной для него является эта история. «Поначалу я переживал, что Том поставит эстетику во главу угла, сфокусируется на внешнем виде фильма, а не на содержании, — говорит Джилленхол. — Такой у меня был стереотип. Но Том оказался совсем другим! Он показал мне тысячи фотографий, которые подобрал, пытаясь понять картину. У него была цветовая палитра для каждого персонажа. Он все продумал и детализировал».

Герои Адамс и Джилленхол, может, и проводят много времени вместе, но в реальности актеры провели на площадке в компании друг друга всего три дня. «Мы с Джейком идеально сработались. Даже мой муж чувствовал себя неуютно, — признается актриса. — Он сказал мне: „Кажется, мы с тобой дома примерно так же ссоримся!“ Тогда я поняла, что у нас с Джейком получаются очень реалистичные конфликты на экране».

Ночные животные: История создания фильма «Под покровом ночи»

По мнению Эми Адамс, никто, кроме Тома Форда, не смог бы одолеть материал Райта. «С самого начала мне казалось, что Том взялся за невероятно сложный материал. Он ставил перед собой абсолютно невыполнимые задачи. Разумеется, меня это привлекло. Он рассказал, как будет ставить свет, какая будет звучать музыка, как будет отличаться настоящая история от романа, который читает моя героиня. Он настоящий мастер. И его картина — настоящее искусство».

Кино против моды

Бывший креативный директор дома Gucci, Том Форд до сих пор уверен, что мир моды гораздо тяжелее кино. Он сказал об этом однажды во время Нью-Йоркской недели моды. «Когда я говорю, что индустрия моды самая сложная в мире, то хочу сказать, что мы, модельеры, должны творить на протяжении всего календарного года. Безусловно, каждая индустрия сложна по-своему, и реализовать свои мечты очень трудно».

Если вам казалось, что «Одинокий мужчина» стал воплощением дизайнерских амбиций режиссера, то посмотрите «Под покровом ночи». Это кино буквально дышит модой, красотой и элегантностью. Даже показывая ужасные сцены из романа Эдварда, Форд усиливает их чудовищную сущность своим утонченным подходом. «Под покровом ночи» — кино несколько отстраненное, как модель на подиуме. При этом рассматривать его очень и очень интересно, но еще интереснее будет разобрать его на составляющие, как и хорошую конструкцию платья.

Ночные животные: История создания фильма «Под покровом ночи»

Казалось бы, что собственные фильмы могут помочь в продвижении дизайнерских идей режиссера. Но Том Форд не занимается эскизами костюмов для своих героев. «Мода не вдохновляет меня на кино, — говорит он. — Я разделяю эти индустрии. Мода, конечно, прекрасная вещь и прекрасный бизнес, но она скоротечна. Фильмы вечны. Рассказывая истории как режиссер, я записываю свою картину в вечность, несмотря на то что это всего лишь мой второй фильм. Мода и кино абсолютно разные».

Ни одного платья или костюма Тома Форда нет в «Под покровом ночи». «Это не реклама моих товаров. Посмотрите титры: там Prada,Карл Лагерфельд, Chanel». Одежду для героев двух картин Форда проектировала Арианна Филлипс, художница по костюмам фильмов «Убийцы на замену», «Поезд на Юму», «Переступить черту» и «Kingsman: Секретная служба». Несмотря на свою карьеру в кино, Филлипс лучше известна в мире как стилист Мадонны. Она работала с певицей над образами для пяти концертных туров.

Эми Адамс, играющая Сьюзен, в фильме Форда стала элегантной владелицей выставочной галереи. Режиссер сделал Сьюзен моложе, но, избавив героиню от лишних лет, он не избавил ее от груза несчастливой личной жизни. Филлипс должна была показать внешний успех Сьюзен, заботливо выписанный идеальный фасад, отличающийся от ее настоящего состояния. Для сцен в галерее она одела Адамс в струящиеся платья в основном черной расцветки. Броская бижутерия и высокие каблуки-шпильки резко контрастируют с домашним образом Сьюзен. Когда она остается одна, то предпочитает неброские вязаные и уютные вещи.

Ночные животные: История создания фильма «Под покровом ночи»

«В своем мире Сьюзен — очень влиятельная женщина, но при этом она женственная и гламурная. Нам очень повезло с Эми. Она настоящий хамелеон, великолепная актриса, которая идеально вписалась в роль. Мы сумели трансформировать ее героиню внешне. При этом все ее вещи очень дизайнерские и прекрасно структурированы».

В финале, когда Сьюзен собирается в ресторан, в ее одежде появляется цвет. Адамс надевает платье роскошного зеленого цвета с глубоким декольте. Платье свидетельствует о новой фазе в жизни героини, гармонирует с интерьером ресторана и великолепно сочетается с огненно-рыжими волосами актрисы. Филлипс признается, что она не поклонница классических красных платьев, в которых режиссеры зачастую хотят видеть своих преобразившихся женщин. Такой же и фильм Форда. Он маскируется за холодными интерьерами, надевает неприметные черные и серые костюмы, ослепляет зрителя ярким солнцем, заливает кровью, но в финале надевает изумительное платье и выходит к вам на поклон. И в этот момент вы понимаете, что очень хотите увидеть третий фильм Тома Форда. К счастью, он уже работает над ним.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.