Любовь к кино выше морали: В Сочи открылся «Кинотавр»

Любовь к кино выше морали: В Сочи открылся «Кинотавр»

6 июня в Сочи стартовал 27-й фестиваль российского кино «Кинотавр». Смотр открылся бенефисом Ренаты Литвиновой, цитатами из Хичкока и сумбурным альманахом «Петербург. Только по любви». В нем Михаил Боярский прыгает с бубном, красавица в подвенечном платье мечтает покончить с собой, и все оказывается не тем, чем кажется.

Церемония открытия «Кинотавра», бывает, удивляет: например, прямо в зале Зимнего театра могут снять кино, и гости становятся, сами того не подозревая, актерами массовки. В 2016 году от сюрпризов решили отказаться. В качестве ведущей позвали Ренату Литвинову, чья фирменная манера речи и стала главным аттракционом вечера. Актриса напомнила, что в конкурсе на этот раз масса дебютов, и она ожидает, что в российском кино наконец найдутся новые Феллини и Тарковский, ведь именно этого от «Кинотавра» и ждут. Президент фестиваля Александр Роднянский подчеркнул, что конкурс 2016 года — самый молодой в истории смотра.

Скромная церемония открытия ограничилась парой музыкальных номеров и кратким представлением конкурса и жюри, председателем которого в этом году стал режиссер «Экипажа» Николай Лебедев. Выйдя на сцену, он процитировал Хичкока: «Наша любовь к кино выше соображений морали» — по такому принципу, судя по всему, и собирается судить жюри под его руководством. Лебедев также выразил надежду, что в этом году жюри посчастливится найти среди множества фильмов настоящие бриллианты, ну или хотя бы достойные наград работы.

Любовь к кино выше морали: В Сочи открылся «Кинотавр»
Николай Лебедев на церемонии открытия

Первым показом «Кинотавра» стала премьера альманаха «Петербург. Только по любви»: это семь новелл женщин-режиссеров, действие которых разворачивается в северной столице. Несмотря на многообещающие первые кадры (камера проплывает по каналу под мостом, взлетает над Исаакиевским собором, зависает напротив разведенных мостов через Неву), непосредственно город становится героем только одной из историй. Это первая по порядку новелла, снятая Натальей Кудряшовой — о замученном экскурсионном гиде (Полина Кутепова), которая рассказывает иностранцам про скульптуры на Аничковом мосту и сталкивается с неожиданным взглядом одного из туристов на известный сюжет.

Режиссер Оксана Бычкова в своей новелле «Утро» вновь работала с Надеждой Лумповой и вернулась к настроению «Питер ФМ»: в «Утре» серый город становится фоном для простой, предсказуемой, но невероятно обаятельной истории любви. Саша (Александр Паль) знакомится с Полиной (Лумпова) с помощью айфона на автобусной остановке. Саша пишет на экране, что он глухонемой, и просит девушку дать номер телефона. Полина поначалу отказывается, но вскоре сдается под напором молчуна. Легко догадаться, что немота — лишь трюк, но следить за развитием отношений молодых людей все равно крайне увлекательно.

Любовь к кино выше морали: В Сочи открылся «Кинотавр»
Сергей Бодров на церемонии открытия

Едва ли не самая необычная и яркая история — «Селфи» Аксиньи Гог, одного из самых интересных кинематографистов нового поколения. Начитанная 23-летняя красавица Марго (Анастасия Пронина) приезжает в Петербург с гениальным планом: напиться водки, переспать с незнакомцем и наутро броситься с крыши в винтажных белых кружевах. План, конечно, замечательный, но в роли незнакомца оказывается панк Саша (Никита Смольянинов), который показывает девушке, что под крышей, с которой та собралась сигануть, находится вполне себе обыкновенная помойка. Может, лучше броситься с моста, читая стихи, или застрелиться из антикварного пистолета? Саша готов помочь своей новой знакомой воплотить в жизнь самые безумные идеи, и в итоге девушка проживает самый счастливый день своей жизни. Станет ли он последним?

Авдотья Смирнова посвятила новеллу «Выгул собак» традиционному для себя сюжету: Вере (Анна Михалкова) за тридцать, она улыбчива и открыта миру, но мужчины рядом по-прежнему нет. В отчаянии женщина даже ищет свое счастье на православном сайте знакомств и у шарлатана-шамана с бубном и в перьях (гомерически смешной эпизод с Михаилом Боярским), а находит — на прогулке с любимым псом.

Любовь к кино выше морали: В Сочи открылся «Кинотавр»
Сергей Шакуров на церемонии открытия

Новеллы в альманахе разделены титрами с названием, однако имена режиссеров не указаны. Из-за этого легко перепутать, например, короткометражки Натальи Назаровой и Анны Пармас — оба режиссера сняли новеллы про матерей. Назарова сделала историю-обманку о суровой маме-крановщице (Анна Уколова), чей ребенок поет в хоре мальчиков, вторая — новеллу «Девочки» (пожалуй, наименее выразительную из всех) о матери (Надежда Маркина) и ее разведенной беременной дочери (Светлана Камынина). По пути на УЗИ героини начинают ругаться из-за роли Сталина в истории России, поминают ни с того ни с сего «либерастов и Болотную», но в итоге забывают о разногласиях в кабинете врача.

Завершается альманах новеллой Ренаты Литвиновой — фантазией на тему снов Иосифа Бродского, которую снимает на «Ленфильме» французский режиссер. «Сны Иосифа» сняты в форме дневника юной актрисы (дочь Литвиновой Ульяна Добровская), которая вместе с сестрами и матерью (сама Литвинова) участвует в съемках. В целом «Петербург. Только по любви» оставляет противоречивые чувства: новеллы никак не связаны между собой концептуально, их порядок тоже вызывает вопросы, и только остроумные находки (вроде обязательной интеллигентной старушки, возникающей то тут, то там) служат связующей нитью, хотя и слабой. Цельного портрета города и его атмосферы в альманахе, увы, не получилось.

Источник
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.