Смотреть до конца: Зачем нужны сцены после титров?

Смотреть до конца: Зачем нужны сцены после титров?

В «Стражах Галактики. Часть 2», которые выходят в российский прокат 4 мая, будет целых пять сцен после титров, чего не скрывает режиссер фильма Джеймс Ганн. Продюсер Кевин Файги и его коллеги создали целую вселенную, склеивая ее кусочки с помощью маленьких полуминутных эпизодов. Для фильмов Marvel Studios этот формат не редкость, однако изобрели его далеко не там. Мы обратились к истории стингеров и обнаружили, что этот феномен возник очень давно, еще на заре кинематографа.

«Идите домой. Пока!»

У сцены после титров есть много названий. Чтобы не использовать громоздкое словосочетание из трех слов, было придумано несколько терминов: стингер, эпилог, «хвост» (tag), «десерт» (credit-cookie) и пасхалка (egg). Каждое из этих слов обозначает сцену, которая следует за завершением рассказа и кульминацией. При этом вовсе не обязательно, чтобы эпизоду вне повествования предшествовали титры. К примеру, первый стингер в истории кинематографа обошелся без таковых.

Дело было в 1903 году, когда Эдвин Портер снял классический вестерн «Большое ограбление поезда». В этом фильме, как и во многих других того периода, вообще нет титров. Картина во многом стала инновационной: впервые в сюжете было больше одной линии, использовался параллельный монтаж (когда показываются события, происходящие одновременно, но в разных местах), а для концовки специально сняли дополнительную сцену — тот самый стингер.


«Большое ограбление поезда» провожает зрителя стрельбой главного героя в экран. Эта сцена, как и сам фильм, сейчас хранится в Библиотеке конгресса США как часть американского культурного наследия. Спустя почти 90 лет дань истории отдал Мартин Скорсезе, использовав в «Славных парнях» точно такой же прием — в зрителя на этот раз стрелял Джо Пеши.


Другой стингер, который стал классикой и до сих пор живет на экранах, появился в 1960 году в фильме «Одиннадцать друзей Оушена». Он также идет вразрез с современным пониманием послетитровой сцены, потому что сцена вне повествования развивается как раз в тот момент, когда по экрану снизу вверх бегут имена актеров и создателей. Фрэнк Синатра, сыгравший тогда Дэнни Оушена, идет по бульвару Лас-Вегаса под песню Сэмми Дэвиса «Ee-O Eleven». Друзья постепенно расходятся, а титры близятся к концу.


Финальная проходка перекочевала в новые фильмы про Дэнни Оушена. Провернув дело, герои обязательно собираются в одном месте, томно переглядываются под музыку, а потом расходятся с «набитыми карманами». Разница с вариантом 60-го года лишь в том, что сбор происходит не во время титров, а предвосхищает их.

Еще один стингер, датированный 1963-м годом, тоже не укладывается в современный канон. Речь о второй серии легендарной «бондианы» — «Из России с любовью» с Шоном Коннери в главной роли. Никакой полноценной сцены нет, есть лишь текст, который появляется после титра «THE END» и сообщает: «Не совсем конец. Джеймс Бонд вернется в следующем фильме по произведению Иэна Флеминга „Голдфингер“».

Полноценная добавочная сцена такой, какой мы ее знаем, появилась лишь в конце семидесятых. Именно в те времена титровая «простыня» растянулась до неимоверных размеров, потому что профсоюзы обязали студии указывать абсолютно всех, кто приложил руку к созданию ленты. Перечень лиц и организаций и так мало кто досматривал до конца, но те немногочисленные зрители, которые по каким-то причинам решили задержаться в кинозале, сюрприз приготовили «Маппеты». Красное мохнатое существо прокричало зрителям: «Идите домой. Пока!» Этот стингер перекочевал и в современные фильмы про Маппетов.


Послетитровый бум случился в Голливуде в восьмидесятые. Стингеры взяли на вооружение комедии и фильмы ужасов. Чаще всего добавочные сцены использовались, чтобы пошутить напоследок или напугать. Однако с тех пор функционал стингеров сильно расширился.

«Дадим ему еще 20 минут»

Некоторые фильмы хотят оставить собственное послевкусие, поэтому, даже когда история закончилась и все точки над «i» расставлены, они подкидывают зрителям еще одну сцену — дабы закрепить эффект. Яркий пример — любая часть «Мальчишника в Вегасе» с ее сумасшедшим слайд-шоу или женской грудью бедолаги Стю. В «Смертельном оружии 3» есть сцена, которая могла бы стать хорошим завершением франшизы. Она не несет никакой смысловой нагрузки, лишь подкидывает еще одну шутку и в очередной раз заставляет героя Дэнни Гловера сказать легендарную фразу: «Я слишком стар для этого дерьма».


Если обратиться к семейному кино, то в качестве примера можно привести «Кунг-Фу Панду», в котором По и Мастер Шифу мило трапезничают. Затем камера отъезжает, и мы видим, что семена, посаженные Шифу, проросли. Тем самым мультфильм еще раз повторяет свою мораль: «Терпение, всему нужно время».


Протягивает смакование одного из персонажей комедия Бена Стиллера «Солдаты неудачи». Картина подарила Тому Крузу номинацию на Золотой глобус, а сам Круз порадовал зрителей тремя минутами уморительных танцев в исполнении Лу Гроссмана.


Но самая необычная развлекательная сцена после титров пока на счету «Адреналина». Создатели сделали полноценную 8-битную игру, в которой Чив Челиос разбирается со своими обидчиками. Жаль, что никто на просторах интернета не собрал веб-версию этой двухмерной стрелялки:


Стандартные двухчасовые рамки фильма порой слишком тесны для авторов. Подчас создатели киноленты не успевают рассказать вам обо всех героях: кого-то бросили посреди повествования, кого-то лишь однажды упомянули и больше не называли по имени и т.д. К счастью для забытых персонажей им нашлось место в стингерах. Первым о герое, потерявшемся между строк сценария, напомнил фильм 1980 года «Аэроплан». После титров нам показали человека, который сел в такси к главному герою, но так никуда и не уехал, потому что водитель ушел по своим делам. За время фильма на счетчике такси набежало уже больше 100 долларов, но мужчина все равно упорствует: «Дадим ему еще 20 минут, но на этом все».


С тех пор появилось бесчисленное множество сцен, объясняющих, что же произошло с тем или иным персонажем. Из последних: злобное снежное чудище с ледяными шипами из «Холодного сердца» стало снежной королевой:


Краб Таматоа из «Моаны» так и не смог подняться со спины, потому что ему никто не помогает:


Коллекционер из «Стражей галактики» напивается вместе с говорящей уткой на руинах своих богатств:


Мертвый Билл Мюррей из «Добро пожаловать в Zомбилэнд», даже застреленный, цитирует строки из «Гольф клуба»:


Самовлюбленный профессор в исполнении Кеннета Браны из «Гарри Поттера и Тайной комнаты» все еще не помнит, кто он такой:


А Нил Патрик Харрис, оказывается, выжил в сиквеле «Гарольда и Кумара»:


Нарезки с не получившимися кадрами — это визитная карточка Джеки Чана. Это не только смешные или пугающие моменты, но и взгляд по ту сторону кадры на то, как выполнялись самые умопомрачительные трюки в истории кинематографа. Смешными дублями порой отмечаются комедии, вроде «Между ангелом и бесом», и даже мультфильмы. Кинотрадицию забавно обыграли в «Истории игрушек 2»:


Все та же «История игрушек» умудрилась отметиться после титров «Корпорации монстров». В стингер поместилось камео непутевого динозавра. Это еще один вид дополнительной сцены — когда в финале появляется звезда, которую создателям или зрителям хотелось видеть в фильме, но по определенным причинам этого не случилось.


В мюзикле «Продюсеры» вне повествования объявился Мел Брукс со своим «Вот и все!», рокеры из Blue Oyster Cult в финале «Обкуренных» безуспешно пытаются продать фанатам футболки с лого своей группы, Аланис Мориссет появляется в образе бога (отсылка к «Догме») в продолжении «Джея и Молчаливого Боба», а после ремейка «Зловещих мертвецов» на экране виден сам Эш в исполнении Брюса Кэмпбелла. Тогда это была лишь дань уважения, но вышло так, что стингер стал анонсом возвращения Эша и полноценного сериала.


Впрочем, далеко не всегда послетитровая сцена рассказывает нам о побочных персонажах. Порой до конца титров стоит досидеть, чтобы узнать судьбу главного героя. Если бы мы не были столь терпеливыми, мы бы не узнали, что Лиам Нисон в «Схватке» поборол волка и выжил.


Киллиан Мерфи в «28 днях спустя», наоборот, умер — сцену, опубликованную в Британии на DVD, показали в некоторых американских кинотеатрах после титров.


Однако премию за самый неожиданный твист после титров впору отдавать «Проклятью Чаки», в котором древнему злу досталось по заслугам. Казалось бы, Чаки может вернуться, но, если вы видели стингер последнего фильма, то знаете — едва ли это возможно. В нем вспомнили Энди Барклая из фильма 1988 года, и он поставил точку раз и навсегда. Наверное.


После титров удобно анонсировать продолжение фильма. С одной стороны, дополнительная сцена — практически самостоятельная единица и, если вдруг фильм не окупится или не понравится зрителям, про нее можно будет забыть. В конце концов, ее видела меньшая доля зрителей. С другой стороны, стингер с анонсом это приятный бонус, который продлевает эффект от фильма и подогревает ожидания. Первым возможное продолжение анонсировал «Молодой Шерлок Холмс» в 1985 году. Злодей, якобы погибший в концовке, оказался живым и здоровым. Более того, он хорош нам знаком — его зовут Мориарти:


Увы, сиквела у «Молодого Шерлока Холмса» так и не случилось. Такой же обманчивый стингер поселился в 1987 году в «Повелителях вселенной» — скелет сказал, что он вернется, но так и не вернулся:


Злодей в исполнении Колина Фаррелла из «Сорвиголовы» больше не кинет ножечек точно в цель:


А сцена после титров в шестом «Форсаже» с Джейсоном Стэтэмом подготовила зрителей к его появлению седьмом:


На продолжения также намекали «Хроники Нарнии» и многие другие фильмы. Дальше всех пошли тогда еще Вачовски — после титров второй «Матрицы» они вставили трейлер «Революции». А почему бы и нет, если релиз уже через полгода?

Обед с обязательным чизкейком

«Мистер Старк, вы — часть большей вселенной», — сказал в 2008 году Ник Фьюри после титров «Железного человека» и запустил необратимый процесс. Marvel Studios переосмыслили стингеры. В руках Кевина Файги и его коллег послетитровые сцены стали клеем, который связал между собой уже 14 фильмов. Новые «Стражи галактики» станут пятнадцатыми в списке.

Смотреть до конца: Зачем нужны сцены после титров?
«Железный человек»

Стингер как мостик для построения вселенной работает не так, как стингер для сиквела. Во-первых, он не анонсирует продолжение того фильма, который вы только что посмотрели. Он уводит вас в сторону, намекая, что знакомый герой окажется в иной обстановке и в компании других персонажей. Как говорит продюсер Marvel Кевин Файги, их послетитровые сцены, по сути, рассчитаны на 5% аудитории.

«Все наши стингеры сделаны по следующей схеме. Если вы не знаете, кто такой Ник Фьюри, для вас после „Железного человека“ появился всего лишь Сэм Джексон с повязкой на глазу. Кто-нибудь попозже скажет вам, кто это был, — утверждает Файги в интервью Slash Film. — Если вы не знаете, что такое Мьельнир, то увидите просто молот в кратере. „Что это значит? В чем вообще суть?“ — спросите вы. „Это космический куб. Оу, Локи еще жив“, — так отреагировало большинство на концовку „Тора“. Мне понравилось идея с тонким намеком на Феникса, который Брайан [Сингер] сделал в маленьком эпизоде. Во время первых уикендов я и Джосс [Уидон] заглядываем в зал, чтобы посмотреть реакцию. Примерно 1 из 150-200 фанатов вскрикнет „О боже! Это же...“ или „Что это? Свет под водой? Что это такое?“ Все, что нам нужно — это 5% аудитории, которая разберется в показанном и всем расскажет. Так было с Ником Фьюри».

Файги признается: ему приятно, что киновселенная Marvel приучила людей досматривать титры до конца. Таких в конце ждет маленькая награда. Вслед за Файги и Уидоном свои вселенные принялись мастерить Sony с «Человеком-пауком», Fox с «Людьми-Икс» и Warner Brothers с «Лигой справедливости». Делают они это с разным успехом.

В современном кино дошло до того, что отсутствие сцены после титров — уже более громкое заявление, чем ее наличие. Режиссер «Логана» Джеймс Мэнголд обдуманно отказался от стингера, так как хотел, чтобы его фильм воспринимали как самостоятельное произведение, а не как часть целой вселенной.

Смотреть до конца: Зачем нужны сцены после титров?
«Логан»

«После каждого приема пищи нужно всегда съедать чизкейк, неужели? Это что, новое правило такое? Я не могу подать дома обед без чизкейка? — объясняет на пальцах Мэнголд свое решение. — Есть множество причин поступить иначе. Серьезно, что из себя представляют сцены после титров, если не рекламу следующего фильма? Мы пытаемся сделать кино, которое начинается и заканчивается как самостоятельное произведение. Нам больше нечего сказать, потому что мы все уже сказали».

В данный момент полноценно развернутыми киновселенными можно назвать только «Звездные войны» и комиксовые франшизы «Мстителей», «Лиги справедливости», «Людей Икс». Еще дюжина киновселенных в планах или на стадии одного-двух фильмов. Среди них «Лего», «Трансформеры», вселенная монстров, стартующая в этом году с «Мумии», Кайдзю-вселенная, получившая полномасштабный анонс после титров «Конга».


Все они будут склеиваться с помощью послетитровых сцен, более эффективного инструмента пока не придумали.

К этому списку, по слухам, мог присоединиться «Форсаж». После восьмой части, как говорят инсайдеры, планировалась сцена после титров с участием Дуэйна Джонсона и Джейсона Стэтэма, но этот стингер безжалостно вырезали. Существует две версии произошедшего. Первая — это сделал Вин Дизель, являющийся продюсером серии. Сцену якобы сняли за его спиной, и он узнал об этом от своей сестры Самант Винсент, которая, как это не удивительно, тоже продюсер «Форсажа». Дизель разозлился и потребовал от Universal и продюсера Нила Морица убрать сцену. Все это произошло на фоне возникших на съемках разногласий между Дизелем и Джонсоном. Вторая версия — сцену снимали для DVD-релиза, однако это заявление поступило уже после того, как по сети разошлась первая трактовка. Многие восприняли пресс-релиз студии Universal как попытку смягчить полученный урон. Тем не менее студия Universal все-таки запустила в разработку спин-офф «Форсажа».

К сожалении, не все кинотеатры показывают титры до конца. В некоторых до сих пор включают свет после первых пяти секунд, как герои ушли в закат. Если вы попали на такой сеанс, переживать не стоит: специально для таких зрителей созданы сайты с обширной базой послетитровых сцен — MediaStinger.com и AfterCredits.com. Эти два ресурса обладают мобильными приложениями, с помощью которых можно узнать, есть ли у вышедших в прокат фильмов хоть что-то после титров. Приятного просмотра и терпения.

Источник
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.