Рецензия Дюнкерк (Елена Стрельбицкая)

Фильмов о Второй мировой войне снято немало. К этой теме обращались кинематографисты со всего мира, включая Стивена Спилберга, Квентина Тарантино и Терренса Малика, и интерес к ней не иссякает. Теперь пришло время создать свою военную симфонию и Кристоферу Нолану.


Из всех многочисленных реальных событий Второй мировой Нолан предпочел перенести на экран масштабную операцию по эвакуации союзных войск с пляжей Франции, которая была проведена в мае-июне 1940 года. Тогда британских, французских и бельгийских солдат со всех сторон окружили немцы, с каждым днем, каждым часом сильнее оттесняя их к морю, бомбя с воздуха и отправляя на дно любой военный корабль, пусть даже там находились раненные. Солдаты ждали и молились, а некоторые уже и не верили, что смогут оттуда выбраться, но потом произошло настоящее чудо...


Когда был озвучен каст фильма, куда вошли такие признанные актеры, как Том Харди, Киллиан Мерфи, Марк Райлэнс и Кеннет Брана, его ожидание возросло в сто крат, но тут Нолан решил удивить. Он отдал вышеперечисленным актерам ключевые, но не основные роли, и вывел на передний план молодую гвардию в лице Фьена Уайтхеда, Тома Глинна-Карни, Барри Кеогана, Джека Лаудена и мегапопулярного певца и начинающего актера Гарри Стайлса. Режиссер создал для них самые близкие к реальности – насколько это было возможно – условия с тысячной массовкой в военном обмундировании и постоянными взрывами вокруг, и после парни сами признавались в закулисном интервью, что им приходилось не столько играть, сколько реагировать на происходящее.


Для них это был дебют в большом кино такого масштаба, и каждый из них отлично справился с поставленной задачей, воплотив молодого солдата, который хочет любой хитростью попасть на отплывающий корабль; юнгу, который вместе с отцом едет на небольшой яхте спасать своих солдат; пилота-аса, который будет биться в воздухе до последнего; парня с добрым сердцем, который хочет стать героем; и солдата, который стремится домой, но боится вернуться туда с позором. За каждого из них переживаешь и в напряжении ждешь, чем же завершатся их стремления и попытки покинуть проклятый пляж.



« – Куда вы?
– В Дюнкерк.
– Я не вернусь. Там верная смерть.
– От этого не спрячешься, сынок.»


Что касается известных актеров, то Мерфи сыграл здесь возможно свою лучшую роль во всей карьере. Он прекрасно знал, что его персонаж не главный, но выложился на все сто процентов и даже больше, воплощая контуженного солдата, чье психическое состояние сделало его очень опасным. Райлэнс вновь показал мастер-класс в том, как оставаться спокойным при любых обстоятельствах, что вероятно принесет ему номинацию на «Оскар». Из Браны получился достойный офицер, который покинет пляж только с последним солдатом, а за героя Харди в его воздушной дуэли вы будете переживать до самого конца, и вместе с Лауденом кричать: «Давай, Феррьер!».


Самым эмоциональным моментом истории является сцена, когда наглядно видишь, как за всеми этими солдатами буквально «пришел их дом». В глазах Браны стоят слезы, как и в глазах зрителей. Это невероятный эпизод, очень воодушевляющий, а в военных фильмах таких мало. Смотришь на то, как на горизонте появляются тысячи гражданских суден, и ком стоит в горле. Немцы наверняка были ошеломлены этим зрелищем не меньше союзных войск, которые уже потеряли всякую надежду. Герой Браны говорил, что могут спастись от силы 30-40 тысяч, а спасается 330 тысяч! Пускай это отступление, пускай это только 1940 год, впереди еще много битв и много потерь, пускай герой Стайлса считает, что они подвели свою страну, но, как по мне, спасение стольких людей – это одна из лучших страниц в истории. И в конце дня этого было более чем достаточно.


Еще недавно казалось, что после эпического «Интерстеллара», где Нолану покорилось все пространство, время и спецэффекты, режиссеру не удастся превзойти самого себя, но, выбрав тему Второй мировой, он не прогадал. Нелинейное повествование делает фильм уникальным в своем жанре, заставляя следить за тремя параллельными историями на суше, на воде и в воздухе, пока они чудесным образом не переплетутся в сильный финал. Более того, снимая на камеры IMAX, Нолану действительно удалось создать на большом экране эффект 3D без непосредственного 3D. Эти общие планы голубого неба, серого пляжа и темно-синего моря просто поглощают тебя при просмотре. А музыку Ханса Циммера здесь чувствуешь всеми фибрами души и клетками тела; она проникает в тебя, пронзая насквозь и приковывая к креслу в кинотеатре.


«Дюнкерк» – одна из лучших оригинальных кинокартин года, которую с удовольствием захочется пересмотреть под настроение (или когда вновь возникнет желание полетать вместе с Харди на «Спитфайре»). Нолан создал еще один очень насыщенный и цельный фильм, который является довершенным сам по себе и не требует никаких продолжений, как бы сильно вы не привязались при просмотре к его персонажам. Мы видим их прибытие домой (это не спойлер, учите историю) и отпускаем их с чистой совестью. А в мире сиквелов, приквелов и римейков это будто глоток свежего морского воздуха.


Уже с огромным нетерпением жду, чем же нас порадует Нолан в следующий раз. Он признался, что хочет снять фильм о Джеймсе Бонде... но за что бы этот режиссер ни взялся в будущем, теперь нет никаких сомнений, что это будет если не очередной шедевр, то как минимум жемчужина в мире современного кинематографа. Более скромным словам здесь не место.


Сколько бы ни было снято фильмов о Второй мировой войне, Нолан показал, что в ней еще остались непрочитанные страницы. И режиссер без лишней суеты погружает в них с головой, показывая, как отвага простых людей спасает сотни тысяч жизней.

Источник
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.