Ода ненормальности: Чем так важен сериал «Девочки»?

Ода ненормальности: Чем так важен сериал «Девочки»?

К выходу нового сезона Вера Шенгелия, журналист и активист, защищающая права людей с ментальной инвалидностью, объясняет, как проект HBO помогает в развитии общества.

Более чудовищный ракурс для актрисы сложно даже вообразить. Первая серия первого сезона сериала «Девочки» начинается так: Ханна занимается любовью с Адамом в захламленной квартире, лежа на матрасе. Средний план: Адам сверху, придерживает поднятую вверх ногу Ханны. В такой позе хорошо видно и огромные складки на боку и животе Ханны, и крошечную грудь, стекающую к подмышкам. При каждом движении бедер Адама большое белое тело Ханны вяло колышется.

Можно подумать, что режиссер не любит актрису, если только не знать, что актриса и режиссер — один и тот же человек. Лине Данэм, выпускнице известного в гуманитарных кругах Оберлинского колледжа, девочке из богемной нью-йоркской семьи, было 25 лет, когда она стала сценаристом, режиссером, продюсером и актрисой, сыгравшей главную роль в сериале HBO. Последний, шестой сезон «Девочек» стартовал 12 февраля.

Ода ненормальности: Чем так важен сериал «Девочки»?

Принято считать, что Лина Данэм стала иконой бодипозитива — отношения к своему телу как к любимому другу, а не как к заклятому врагу, с которым нужно бороться, бесконечно стремясь к недостижимому гладкому, блестящему, отфотошопленному идеалу с глянцевых обложек. Данэм — известная феминистка, словосочетание «борьба за права женщин» для нее не пустой звук, а за фразу «большое белое тело Ханны вяло колышется» она наверняка не подала бы мне руки. Единственное, что меня извиняет — я на 10 лет старше и Лины Данэм, и ее героини Ханны, а значит, моим главным юношеским сериалом был «Секс в большом городе». А также то, что в силу своего рода занятий — а я активист в сфере прав людей с ментальными особенностями — я одна из самых горячих поклонниц «Девочек».

Я хорошо помню, что первый сезон сериала произвел на меня такое же впечатление, как и первая поездка в Нью-Йорк. Когда в метро вдруг оказалось, что в одном вагоне со мной едут мужчина на инвалидной коляске и женщина, которая громко поет и разговаривает сама с собой. Я тогда подумала, что едва ли в моем городе нет людей, которые передвигаются в инвалидных колясках или разговаривают сами с собой, просто они не ездят со мной в одном вагоне метро.

Герои сериала «Девочки» мало того что не обладают идеальными телами, но сами далеко не идеальные. Больше того, они откровенно странные. Адам все время рычит и резко останавливается посередине улицы. Шошанна (к 22 годам все еще девственница) на огромных платформах и с хвостиками-бубликами выглядит как японский подросток, который никак не может решить: она маленькая «кукусичка» или будущий профессор Гарварда? Джесса не считает одежду хоть сколько-нибудь обязательной, курит траву, спит с кем попало, а однажды вообще попадает в наркологическую клинику.

Ода ненормальности: Чем так важен сериал «Девочки»?

Не то чтобы я никогда не видела таких людей. Как раз из таких людей и состоит мир вокруг меня, просто они никогда не попали бы в культовый сериал про четырех подружек.

На самом деле настоящим фриком на этом фоне выглядит только Марни — единственная героиня, которая прекрасно вписалась бы в компанию четверки подружек из «Секса в большом городе». С идеальной фигурой, идеальным маникюром, боязнью хоть в чем-то оказаться неидеальной и уж тем более ненормальной.

«Секс в большом городе» был гимном эмансипации. И одновременно гимном женской самообъективации. Красивые тела, одежда только определенных брендов, шпильки, сумки «Биркин», модная работа за модным ноутбуком, изящные букеты в изящных квартирах, секс на шелковых простынях.

Когда сериал «Девочки» только вышел, я написала в Facebook, что это большое счастье, что современным 20-летним девушкам больше не нужно быть как Кэрри Брэдшоу, а можно быть странненькой мечтательницей со складкой на животе и маленькой грудью. В Америке этот процесс явно шел в другом порядке, но в России, хочется верить, за бодипозитивом придет и майндпозитив. В том смысле, что за принятием отличного от глянцевого идеала тела придет и принятие отличного от устоявшейся нормы поведения психического и эмоционального состояния.

Ода ненормальности: Чем так важен сериал «Девочки»?

Пока в России все обстоит так, как обстоит. Формально я борюсь за то, чтобы детей с аутизмом принимали в школы, а людей с синдромом Дауна брали на работу. Но в широком смысле я имею в виду ровно то же самое, что и Лина Данэм: идеальных нет. Ненормальных нет. Все разные, все вместе со всеми, и в этом, простите за пафос, и состоит некоторая красота мира.

Сейчас, когда вышла первая серия шестого сезона сериала, в общих чертах стало понятно, что Данэм не собирается отказываться от своей линии. Ханна все так же ходит голой в кадре — крупным планом огромная белая попа. Только теперь Ханна еще сгорела на солнце, и на попе огромные красные полосы. Адам все так же рычит, прыгает на голую Джессу. Рэй, которому уже почти сорок, все так же не нашел работу. Мой редактор, глядя на это, говорит: тебе не кажется, что они все-таки немного заигрываются в эту свою ненормальность?

Этот вопрос кажется знакомым. Что-то похожее много, громко и подробно обсуждали в американской прессе накануне выхода новой версии классификатора психических расстройств DSM-V. Аллен Франсес, автор книги «Saving Normal» (буквально «Спасая норму»), известнейший американский психиатр и большой противник DSM-V, и в книге, и в своих многочисленных колонках выступает против бесконечного пополнения классификатора разными синдромами и состояниями. Жизнь сложная штука с взлетами и падениями, горем и страхами, в общих чертах говорит Франсес. Не надо все называть диагнозами, от всего лечить, давать таблетки, бесконечно к тому же нагружая страховую систему. Оставьте хоть какое-то пространство для нормальности.

Ода ненормальности: Чем так важен сериал «Девочки»?

Понимаю опасения и Франсеса, и моего редактора. В качестве ответа могу искренне пообещать вступаться за права нормальных, если государство и общество будут косо смотреть на людей, отказывающихся разговаривать с самими собой в вагоне метро. Пока же я рада, что норма не чувствует себя в безопасности. Viva Diversity! Viva Girls!

Источник
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.